союз неба и земли

2. МОДЕЛЬ МАГА — КАББАЛА

Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
Откровение, 2.7*

/* Я должен объяснить, что использование в данной книге цитат из Библии не подразумевает противопоставление Христианской религии любой другой религии, но лишь более близкое знакомство с текстом Библии./

Как и наука, магия использует модели. Хотя способы использования моделей различны, но цель одинакова. Цель - увидеть реальность, стоящую за внешней формой. Способ применения моделей наукой - посредством сознательного мышления. Ее модели - это знаки; они применяются для более непосредственного контактирования с интеллектом, чем при помощи письменного описания.
Магия применяет модели, чтобы пробиться к бессознательному. Она использует символы, которые имеют более глубокий смысл, чем знаки, и которые не могут быть поняты только лишь рациональным анализом. Эти модели также более сложны, чем модели научные. Основная модель западной магии, Каббала, - это модель целостной реальности, всей вселенной на каждом уровне ее бытия.
Так как Каббала является визуальной символической системой, то она идеально подходит для западного мышления. В последние годы восточные идеи все больше стали приниматься на Западе, где достигнут большой успех в их изучении. Однако существует коренное различие в способе функционирования западного и восточного мышлений.
Реальность, описываемая восточными и западными системами, одна и та же. Боги в западном пантеоне соответствуют богам пантеона восточного. Великие вселенские истины, которые содержатся в мировой мифологии - одни и те же. Но подход все же различен. Восточный разум предпочитает путь непосредственного единения и нацелен на абстракции, тогда как разум западный более настроен на материальные формы и лучше приспособлен к работе с визуальным символизмом и ритуалом. Поэтому на Западе более подходящим уровнем для мага является план астральный, тогда как на Востоке считают более естественным путь к высшему менталу. Конечно, ни астрал, ни высший ментал ни лучше, ни "выше" по сравнению друг с другом. При использовании горизонтальной модели неизбежно один уровень должен размещаться выше другого и, чтобы исправить эту тенденцию, я на рис. 3.1 разместил эти уровни рядом друг с другом.
Базовой моделью в системе Каббала является Дерево Жизни. История Адама и Евы, описанная в Книге Бытия, рассказывает о том, как первые люди ели плоды с Дерева Познания Добра и Зла. Сосредоточив все внимание на этом дереве, они забыли про то, что в саду росло другое дерево. "И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла" (Бытие, 2.9).
После того как люди съели плод дерева, Бог решил сделать так, чтобы они не имели возможности вкусить плод другого дерева:
"И сказал Господь Бог; вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского" (Бытие, 3.22).
Дэвид Конвей назвал Дерево Жизни "мистическим видением основной реальности, скрывающейся за миром форм". Оно состоит из ряда эманаций, десяти принципов, которые вместе символизируют четыре мира оккультиста, описанные мною в последней части. Эти десять принципов называются Сефиротами и изображаются числами, которые соответствуют буквам еврейского алфавита.
В этом дереве действуют два принципа. Во-первых, сами сефироты, которые символизируют собой специфические типы энергии, во многом подобные планетам Астрологии. Во-вторых, четыре уровня, которые действительны для каждой сефироты. Так что каждая сефира функционирует на четырех планах, описанных нами в последней части.
Таким образом, каждая сефира содержит в себе высший уровень мира Атзилус, духовный план, Божественный или архетипический мир эманаций. Затем следует Бриан, высший ментальный или творческий мир. Далее следует Йетзирах, соответствующий астральному плану или миру форм. Наконец, Ассиах, физический уровень мира действия.
Эти четыре мира действенны для каждого принципа. В качестве примера рассмотрим написание данной книги: вначале было оригинальное зерно, идея на уровне Атзилус. Затем в воображении была разработана творческая идея, после смоделирована структура и форма, и наконец была опубликована законченная работа.
Сами по себе сефироты следует рассматривать как отдельные принципы, а также во их взаимосвязи друг с другом. Дерево Жизни - это идеальный Человек, Адам Кадмон, либо что-то еще в своем идеальном аспекте - вселенная или Бог. Это базовая структура или паттерн жизни, и все бытие строится на ее основе.
Начинать работу с Деревом можно сверху или снизу, подобно тому как мы можем начинать рассматривать человеческое тело с головы или ног. В конце концов, мы учимся видеть целостное тело и целостное дерево; первое, соединенное костями, мускулами и тканями, а последнее - путями.
Сочетание разделения и взаимосвязи легче всего наблюдается, когда мы рассматриваем эти принципы на их самом фундаментальном уровне, как числа. Каждое число заключает в себе свой собственный смысл, однако меньшие по величине числа также содержатся в смысле больших по величине чисел. Таким образом, число 2 имеет смысл двойки, но также оно содержит смысл единицы. Жизнь все больше усложняется по мере опускания вниз по Дереву. Когда мы добираемся до числа 10, то мы достигаем предельной сложности, охватывающей собой все предшествующие числа.
Взаимодействие данных принципов можно представить еще нагляднее, ибо каждый из принципов располагается в одной из трех колонок, и эти принципы связаны друг с другом двадцатью двумя путями, соответствующими основным арканам таро, как показано на рис. 3.2. Строго говоря, существуют только две колонки, Левая и Правая, которые создают известный нам мир двойственности. Они символизируют собой противоположные силы положительного и отрицательного, мужского и женского, ян и инь, катаболического и анаболического. Так называемая средняя колонка символизирует равновесие или принцип баланса этих сил.


Рис. 3.2. Дерево Жизни: сефироты и основные арканы Таро на соединяющих путях.

Чтобы детально описать принципы Каббалы, следует написать отдельную книгу; множество великолепных книг уже было написано по данному предмету. Здесь я лишь кратко опишу базовые толкования сефиротов и их астрологические соответствия.
Первая сефира - Кетхер, Корона, ее число 1. Это Абсолют, Божество, она не имеет какого-то астрологического соответствия. Однако в этой сефире скрыт и другой принцип. Перед тем как чему-либо появиться, должно быть ничто. Здесь скрывается вся проблема материального творения и физической реальности. Какова природа этого отсутствия предметов, которое мы называем небытием? Это есть ничто или нечто?
Наука не дает ответа на этот жизненно важный вопрос. Поскольку наука выдвинула предположение о существовании осязаемого базиса, основы мира, то ему не может соответствовать число, меньшее 1. За пределами этого числа известный нам материальный мир перестает существовать. И ученый стоит перед необходимостью сделать выбор: либо считать материальный мир иллюзией и отвергать его, либо привязываться к осязаемости его проявления.
Но оккультист и мистик знают, что за покровом Проявленного существует Непроявленное. За вуалью бытия, которое символизируется числом 1, существует пустота, символизируемая числом 0. Каббалист разделяет это пространство на три фазы: Аин, тьма; Аин Соф, безграничный свет: Аин Соф Аур, ограниченный свет. "Все явления происходят из небытия", - сказал Мейстер Экхарт. "Следовательно, их истинным источником является небытие."
Кетхер находится на вершине центральной колонки и на вершине всего Дерева. Это единение, вечность, совершенство. Неподвижная точка в центре вращающегося мира. Когда Господь Абсолют смотрит на Себя Самого, когда Он отражается в Собственном совершенстве, тогда возникает принцип двойственности и совершенство прекращает свое существование. Возникает известная нам вселенная, создаются противоположность и парадокс. Вторая сефира, Чокмах, связана с кругом зодиака или сферой Неподвижных Звезд. Снова процитируем Девида Конвея: "Вселенная - это осознание Богом самого себя". Энлил разрубил гору пополам.
Бинах, третья сефира, соответствует Сатурну, Великой Матери Вселенной, Ама, матери печали, и находится она во главе левой колонки, тогда как Чокмах возглавляет правую колонку. Эти три первых сефирота образуют Небесный Треугольник, местопребывание духа. Бог управляет миром, и Его правой рукой является Христос, а левой - Сатана. Этой сферы можно достичь только путем пересечения пропасти невидимой сефиры, называющейся Даатх.
Следующая сефира, Чесед, соответствует Юпитеру и располагается ниже Чокмаха в колонке Милосердия. Противоположная и балансирующая - сефира Гебурах, сила Марса. Шестая сефира, Тифарет, Солнце, находится в центре всего Дерева и располагается в середине центральной колонки. Находясь между Кетхером и Иезодом, она создает связь между духом и душой.
Солнце также является Сыном, посредником между Богом и Человеком. "Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Евангелие от Иоанна, 3.13). И поскольку мы не в состоянии напрямую достичь духовного мира, нам необходим Сын, чтобы узреть Отца. "Будете искать Меня и не найдете: и где буду Я, туда вы не можете придти" (Евангелие от Иоанна, 7.34).
Седьмая сефира - Нетзах, соответствующая Венере; ей противоположна Ход, Меркурий, конкретный или низший разум. Вместе с девятой сефирой, Иезод, соответствующей Луне, они образуют треугольник, который эквивалентен астральному плану, и именно эти три принципа особенно важны для магических техник.
Последняя сефира, Малкут, символизирует Землю и физический мир и естественным образом создает основу Дерева. Хотя напрямую она не соответствует какому-либо астрологическому фактору, если только не учитывается суточное вращение Гороскопа, однако она напоминает нам, что физический уровень является значительной частью целостной реальности. Нам всегда необходимо рассматривать духовный и другие промежуточные уровни, прочно стоя ногами на земле.
Из этого краткого обзора очевидно, что Астрология и Каббала прочно связаны друг с другом. Действительно, они являются двумя аспектами одной системы и должны рассматриваться как дополнение друг друга. Мы можем видеть вселенского человека в Дереве и индивидуальность в Гороскопе. Например, если мы хотим понять принцип Марса, нам необходимо рассматривать Гебурах Дерева как самостоятельный принцип, а также в его связи с другими сефиротами, соответствующими остальным астрологическим факторам.
Усвоив природу Марса как общего атрибута в контексте целостной души, мы затем можем взглянуть на Гороскоп, чтобы увидеть, как он будет действовать на индивидуальном уровне; во многом это подобно поведению врача, которому сперва необходимо понять строение тела человека, изучая анатомию, прежде чем обследовать индивидуального пациента.
назад | вперед