союз неба и земли

2. ЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА —
ПСИХОЛОГИЯ, ПРОЦЕСС ИСЦЕЛЕНИЯ

Не будь другим, если можешь быть собой.
Парацельс

Таким образом, задача душевного исцеления, или психологии - принятие целого: вместе сознания и подсознания. Это вмещение, а не союз. Принятие всего, что находится внутри нас. Поскольку все, что содержится в душе, взятое вместе, есть "Я".
Как же нам обрести полноту? Необходимо отличать вмещение от единения. Единение означает, что две противоположности становятся одним, единым. Вмещение означает, что из двух факторов создается третий. Это существенное отличие. Юнг выразил это так: "Суть заключается не в превращении в противоположное, но в сохранении имеющихся ценностей наряду с признанием их противоположности. Естественно, это означает конфликт и саморазделение."
Ошибка рационалиста состоит в том, что он не может принять противоположности или парадоксы. Он настаивает на представлении, что может существовать только одна истина, и что бытие в одно и то же время может находиться только в одном состоянии. Мистик знает, что жизнь парадоксальна. Она полна двусмысленности. Один предмет превращается в другой, и в едином содержится множественность.
Само наше существование основывается на двойственности и противоположности. Мы можем видеть себя лишь в зеркале. Отражение, присущее сознанию, подразумевает разделение. Большинство из нас учатся наблюдать за собственными характерными чертами лишь посредством проецирования их на партнера в партнерских отношениях.
Когда Бог был единым, то Он был идеальным. Но Он не был завершенным. Одному необходимо было стать двумя, чтобы Бог смог видеть Самого Себя лицом к лицу. Богу необходим человек, как и человеку необходим Бог, потому что без человека Бог не смог бы участвовать в жизни, которую Он сотворил.
Принцип любви, Божественной или человеческой, является принципом единения. Но это единение через вмещение. В определенном смысле, необходимо заблудиться, потерять себя, отказаться от части самого себя. Однако эта потеря является трансформацией, а не угасанием. Обе части сохраняются, но трансформируются друг другом так, что создается третья сила. Когда два человека любят друг друга, то они не становятся одним в смысле потери каждым собственной личности.
Когда Бог проявил Свою любовь человечеству и отдал Своего единственного возлюбленного сына человечеству, то Он не потерял Себя. Он создал третью силу, Святой Дух. Венера, планета любви, есть единение Солнца и Сатурна, внутреннего "я" и его тени. Из этих двух сил, из золота и свинца, Христа и Сатаны, была сотворена любовь.
Регулирующая функция противоположностей была осознана Гераклитом. Он назвал эту функцию энантиодромией (enantiodromia). Рано или поздно все превращается в свою противоположность. Зима неизбежно переходит в весну, осень - в зиму. Причина, согласно которой начало зимы отмечалось как праздник Непобедимого Солнца, может сначала показаться туманной.
Первый день зимы является самым коротким днем в году - это самое темное время, надир жизни, точка смерти. День в этой точке самый короткий, а значит впоследствии дни должны становиться все длиннее и длиннее. Самые короткие ночи таятся в самой длинной ночи; рассвет начинается в самой глубокой тьме.
Поэтому время Восходящего Солнца считалось праздником рождения Христа. А Весеннее Равноденствие, начало весны и новой жизни - смертью Христа. Рождение и смерть, как противоположности, содержатся друг в друге.

Я и до этого видел рожденье и смерть,
Но считал, что они не схожи; это же Рождество
Было горькою мукой для нас, словно Смерть, наша смерть.
   Т.С. Элиот, "Паломничество Волхвов"

Тот же самый принцип пронизывает китайское мышление. Чиен (Ch`ien) - это Небо, творческая, положительная сила, она находится в надире дня и года. Прямо перед полночью, перед Зимним Солнцестоянием, когда кругом черным черно. Китайцы понимали, что в это время душа, достигнув глубин, своим собственным творческим усилием должна была произвести величайшую работу.
Кан (K`un), наоборот, является Землей. Середина лета, тишина, жара полдня, плодородный период ежедневного и годичного цикла, время вмещения. В этой полноте жизни нет стимула для творчества, но лишь спокойствие и смерть под лучами жаркого ленивого летнего Солнца.
Следовательно, задачей является принятие обоих сторон. Принимая сознательное и бессознательное, выдерживая напряжение, мы создаем энергию для трансформации. Мы выдерживаем "горькую муку", которая кажется схожей со смертью; мы погружаемся до самой низшей точки, зная, что в этой точке, в полуночный час, в темноте ночи, должно произойти изменение. И тогда совершается трансформация.
Таково единение. Принятие разделения между сознанием и подсознанием. Первый шаг - это индивидуальность. Вторым шагом является индивидуация - единение раздельных частей, противоположностей. Как сказал Витмонт: "Когда разъединение между сознательной и бессознательной личностями излечивается, то возникает индивидуальность; мы становимся истинно самими собой. Это является задачей терапии и жизни."
Функция анализа - вызвать это. Как продолжает Витмонт, вызвать
"изменение в сознании, метанойю. Это совершенно необходимое преддверие трансформации, которая возникает спонтанно в подсознании и не может быть вызвана напрямую посредством какого-либо намеренного волевого усилия. (Ибо) в процессе трансформации само по себе побуждение изменяется и перестает беспокоить нас, потому что оно поворачивается другой стороной, становится конструктивным и полезным импульсом."
Принятие всего, что находится внутри нас, означает сознательное принятие тех наших частей, которые были либо вытеснены в подсознание по какой-то причине, либо никогда не поднимались наверх из нашего подсознания. Это принятие нашим Эго - нашей сознательной природой - нашего "Я", нашего целостного бытия, включая, конечно, наше подсознание.
Как писал Антоний Сторр:
"Ужасающие и примитивные аспекты души остаются ужасающими и примитивными, если они не соединены с целым и, следовательно, не соединены с другими людьми. Демон остается демоническим, если он отделен от божественного, из которого он берет свое происхождение."
К несчастью, иудейско-христианская религия, став общепринятой, поддерживает это разъединение. Вместо принятия целого, Церковь отделила себя от природы через неприятие темной стороны Бога. Утверждая, что некоторые наши части являются демоническими, она принудила нас отделиться от этих частей, что эквивалентно попытке убежать от аспектов нашей собственной природы.
Иисус в своем послании особо указывал на принятие целого. И до 600 года нашей эры Христос и Сатана принимались как равные братья, как два ребенка Бога. Солнце и Сатурн являются двумя принципами Эго; Сатурн представляет собой тень Солнца, и именно по этой причине в Вавилоне управителем Солнца был Сатурн. Если мы считаем Бога идеальным, то мы отделяем от себя части, которые, как мы полагаем, являются грешными. Вместо принятия тени как неизбежного и необходимого приложения Солнца, мы проецируем ее на других.
Бог должен соответствовать архетипу "Я". Он должен охватывать все, добро и зло, все в природе и, таким образом, быть полнотой, а не совершенством. Теневая, неразвитая, низшая, темная, "злая" сторона должна быть признана и принята, потому что она является частью целого, и отстранение или разрушение любой части является повреждением целого.
Нам во многом труднее, чем нашим предкам, которые поклонялись древним богам. Ранее архетипические силы подсознания были вынесены вовне и облечены в конкретную форму богов и демонов, и, таким образом, не возникало соблазна отождествить их с собственным эго. Сейчас, вместо проявления на внешнем плане, эти архетипы встречаются внутри нас как тень или Демон. Вот почему Астрология, соединенная с психотерапией, путем распознания природы этих архетипических сил может указать на идеальный способ лечения.
Жизнь имеет свою собственную внутреннюю динамику. Урезание ее экспансивности наносит вред, количество которого пропорционально степени этого урезания. Модель Дерева Жизни показывает, что каждая сила балансируется другой силой. Марс - Юпитером, Меркурий - Венерой. Если одной форме энергии ставятся препятствия, то эта энергия вместо совершения полезной работы наносит вред. Но чем лучше осознается жизнь, тем слабее побуждение к разрушению.
Задача - добраться до "Я". Юнг описал "Я" следующим образом:
"Центральная точка внутри души, с которой все связано, вокруг которой все организуется и которая сама по себе является источником энергии. Энергия этой центральной точки проявляется в практически непреодолимом принуждении и побуждении стать тем, кем эта точка является, подобно тому как каждый организм побуждается принять форму, которая характерна для его природы, невзирая на обстоятельства."
Как же достичь этой цели? На первой фазе жизни Эго нуждается в отделении от "Я". Первоначально существует целостность, но это неосознаваемая целостность. Человек не является индивидуальностью. Он все еще находится в чреве, или в огороженном саду Рая, пребывая в блаженном неведении.
На второй стадии жизни Эго оформляется и укрепляется. Наконец, когда Эго развито, можно сознательно возвратиться к "Я". Тогда, уже будучи индивидуальностью, можно осуществить сознательную встречу. И мы возвращаемся к тому месту, откуда отправились в путь, и знакомимся с ним, словно видим его в первый раз.
Мы становимся теми, кем мы были всегда. Мы никуда не устремляемся в нашем жизненном путешествии. Цели нет; есть только путешествие. Путь и путешественник едины. Как сказал Юнг: "Цель душевного развития - это "я". Нет линейной эволюции; есть только хождение вокруг "я"."
Мы - это наши "Я"; мы не можем быть другими. Именно осознавая себя и будучи самими собой мы обретаем целостность. Это не означает ничегонеделание. Наоборот, это означает искать наши потребности, смотреть самому себе в лицо, неприятным, а также приятным аспектам нашей природы, и трансформировать те части, которые нам не нравятся, в позитивные аспекты целого.
Если мы не являемся нашими реальными "Я", тогда мы находимся в состоянии войны с самими собой, и мы неизбежно будем проецировать это разделение на внешний мир. Если зайти слишком далеко, то внутреннее разделение может расколоть душу надвое. "Как слишком большое отклонение от психологического равновесия ведет к дискомфорту, болезни и смерти;", - говорит Антоний Сторр, - "так и попытка быть тем, кем человек не является, или неудача, постигшая человека на правильном пути, ведет к внутреннему конфликту, неврозу и эмоциональной изоляции".
Значит, цель жизни состоит в том, чтобы жить своей жизнью. Причем важно следовать верным путем. Правда, как я указывал в предыдущей главе, нередко люди совершают общепринятую ошибку. Большинство людей сначала решают, чем бы им хотелось заниматься в жизни. Они обрисовывают цель и затем стараются достичь ее. Это неверный путь. Сначала нам необходимо найти нашу личную цель, наш индивидуальный миф, и только после этого мы можем пытаться достичь ее. Этот миф содержится в Карте Рождения.
Достижение этой цели не такая простая задача, как может показаться. Как бы люди ни настаивали на противоположном, но большинство из них делают все возможное, чтобы не встретиться со своими реальными "я".
Сначала нам необходимо отбросить то, что есть не-мы. Как было сказано в греческих мистериях: "Откажись от того, что ты имеешь, и тогда ты обретешь". Мы должны отказаться от фасада, который мы выстроили. Затем мы должны отбросить то, кем мы "должны" быть, ожидания других людей. Тогда мы сможем открыться восприятию и принять себя.
Как писал Карл Роджерс:
"Человек сознательно движется к бытию, к процессу, которым он внутренне в действительности является. Он уходит от фасада, от того, кем он не является. Он не старается стать большим, чем он есть, обретая при этом чувство вины и самообесценивания. Он все более и более прислушивается к глубинным нишам своего физиологического и эмоционального бытия и находит себя все более и более желающим быть, как можно ближе и точнее, тем "я", которым он в действительности является."
Это "я" есть наш собственный индивидуальный миф. Каждый из нас уникален, вот почему мы должны в одиночку совершить путешествие, чтобы найти себя. По пути нам могут помогать, но в конечном счете, ворота, в которые мы входим или перед которыми стоим, наши и только наши. Таким образом, задача психотерапии и Астрологии может заключаться лишь в оказании помощи клиенту в поиске самого себя.
Быть самим собой - это состояние открывает новый путь жизни. Терапия по преимуществу заключается в раскрытии таких наших элементов, которые мы не осознаем; аспектов личности, которые клиент не признает, и эти факторы графически отражаются в Карте Рождения. Но бытие самим собой не только решает проблемы. Мы становимся более реальными, потому что мы приходим к осознанию нашей уникальности, но в то же самое время мы становимся более одинокими.
Конец путешествия описан Антонием Сторром следующими словами:
"Я предлагаю назвать это финальное достижение самореализацией, под которой я подразумеваю наиболее полное проявление в жизни внутренних потенциалов индивидуальности; понимание ее собственной уникальности как личности: и я также выдвигаю гипотезу, которая гласит, что каждый человек, сознательно или бессознательно, стремится к этой цели."
назад | вперед