БРУНО ХУБЕР
АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ПСИХОСИНТЕЗ.

Москва,93г., "Урания"

Определение синтеза

Прежде чем обращаться к концепции астрологического психосинтеза, определим понятие синтеза. В словаре оно определяется как "комбинация, соединение отдельных элементов с образованием единого целого". Таким образом, синтез, или целостность, подразумевает присутствие некоего единства. Холистическое видение, различая индивидуальные компоненты, в то же время воспринимает их взаимодействие, благодаря которому они составляют адекватно функционирующую целостность. Сформировать полную картину всегда много труднее, чем рассматривать изолированные детали. Первое требует определенной дистанции: взаимосвязи и взаимоотношения легче наблюдать с высоты птичьего полета, имея достаточную перспективу видения во времени и пространстве. Астрологическая точка зрения дает естественную дистанцию, позволяющую достигнуть расширенной, в действительности — космической перспективы. Она побуждает нас рассматривать самих себя как частицу большего целого: космические законы в соответствии с принципом аналогии работают как во внешнем для нас мире, так и во внутреннем.

Ныне повсюду говорят о холистическом подходе, об экологической взаимосвязи, о взаимозависимости природы, человека и космоса. По сути все социальные институты своими проблемами и тенденциями указывают на это же. Усложняющиеся отношения в окружающем мире, все пронизывающие взаимовлияния и системные связи ошеломляют человеческий ум. Возникает картина, в которой все связано со всем. Становится очевидно, что каждый из нас — маленькая точка в огромной сети, охватывающей собою все. Нам приходится признать, что каждая частица, включая человека, — органичная часть большего целого и в то же время — обладающее само по себе сознанием и жизнью целостное существо.

Чтобы ассимилировать этот новый взгляд, мы должны развивать в себе космическое сознание — инструмент восприятия одновременно многообразия и общности. Другими словами, мы имеем дело с законом включения, законом любви, с мышлением типа не "только", а "также", характерным для эпохи Водолея. Это мышление ведет нас к переживанию своей целостности в отличие от сепаративного мышления "или — или" предыдущей эпохи. Поэтому холистический взгляд подразумевает как осознание космических законов целостности, так и видение важности, значимости деталей. Это согласуется с герметическим принципом "что вверху, то и внизу, что внутри, то и вовне", фундаментальным для всего эзотеризма, а не только для астрологии, и позволяющим понять соответствие между очень большим и очень малым, а тем самым — значение и смысл собственного существования.

Все эти мысли приложимы к астрологической карте. Имея и макро-, и микрокосмическое значение, она является прототипом всеохватывающей системы, включающей в себя полный опыт индивидуальной жизни. Мы можем иметь лишь слабое представление о грандиозности и глубине функционального единства, отображаемого астрологической картой. Нами воспринимается лишь малая часть богатства ее смысла, однако и этого достаточно, чтобы потрясти нас величественностью картины. Несомненно, она обратит нас к смирению: наш маленький трехмерный аналитический ум съежится и займет подобающее ему место в пространстве.

Структура аспектов

Прежде всего мы хотим ввести важный новый подход к холистической интерпретации гороскопа: оценку структуры аспектов. Она позволит с одного взгляда делать обзор карты.

Вообще в нашем холистическом подходе мы используем пять четко различимых слоев, или уровней, карты. Они соответствуют структуре человека и в процессе астрологического психосинтеза тщательно изучаются один за другим, продвигая нас от центра карты вовне. Затем мы рассматриваем, как они взаимодействуют друг с другом. Эти пять слоев следующие:

1) кружок в центре карты — высшее "Я" (формирующий дух, энтелехия),

2) структура аспектов — мотивация, склад сознания, характер функционирования,

3) планеты — различные типы энергии,

4) знаки — унаследованное поведение, врожденные черты,

5) дома — поведение, определяемое воспитанием, влиянием среды.

ОРБИСЫ, ДОПУСТИМЫЕ В МЕТОДЕ ХУБЕРА

При использовании визуального метода Хубера необходимо учитывать только аспекты в пределах данных в нашей таблице орбисов с соответствующим их виду цветом. Иначе не получится правильной аспектной картины. Аспекты к Асценденту (АSС) и медиум цели (МC) не используются. Как вы убедитесь ниже, аспектная картина прекрасно отображает жизненную мотивацию. Поэтому мы должны быть очень точны в расчете и построении аспектов. Пожалуйста, тщательно изучите приведенную таблицу орбисов. Другие орбисы дадут неадекватную картину и приведут к искаженной психологической интерпретации.

Цвета

Для изображения аспектов мы используем три цвета: красный, голубой и зеленый. Красный — для соединений, квадратов и оппозиций, обозначающих энергию в трех ее формах: потенциальную энергию, энергию усилия (достижения, "кинетическую") и блокированную энергию. Голубой — для секстилей и тригонов, обозначающих наши ресурсы, то, как мы приобретаем и сохраняем их. Эти два типа аспектов издавна используются в астрологии, они символически полярны друг другу и побуждают астролога мыслить в терминах противоположностей, "или — или". И лишь недавно заняли свое заслуженное место зеленые аспекты, полусекстиль и квинконс. Мы называем их факторами роста сознания, они отражают способность к самостоятельным мыслям и суждениям. Короткий — полусекстиль — мы называем "маленький шаг вперед", длинный—квинконс — "большой шаг вперед". Зеленые аспекты открывают для нас восприятие относительного характера ценностей, осознаваемый внутренний мир. Три цвета карты соответствуют трехмерности нашего мышления. Рассматривая какую-то проблему, мы видим в ней не два полюса, а три или более граней. Мы различаем все более тонкие нюансы и, наконец, начинаем искать причины и смысл своего развития. Такова исходная точка нашего холистического подхода, не допускающего оценки типа "хороший" или "плохой" для аспекта, для астрологической карты, для любого человеческого существа.

Дома Коха

Следует указать, что в хуберовской астрологии, в астрологическом психосинтезе и прежде всего в методе возрастной прогрессии могут применяться только дома Коха. При изучении внутреннего развития, которое составляет предмет психосинтеза, за начальную точку жизни следует брать место рождения. Возможно, поэтому только дома Коха, ориентированные на место рождения, дают правильные результаты. Во всех системах домов, основанных на времени рождения, главные оси, АSС/DSС и МС/IС, одни и те же. Но в системе Коха куспиды промежуточных домов (II, III, IV, VI, VIII, IX, XI, XII) рассчитываются относительно места рождения, тогда как в других системах, например Плацидуса, — относительно центра Земли. Таким образом, карта, построенная по системе Коха, отвечает на одни вопросы, а карта, построенная по Плацидусу или Кампанусу, — на другие. И аналогично равнодомная карта, ориентированная на АSС, отражает иное, чем равнодомная карта, ориентированная на МС. И так далее. Выбирая определенную систему домов, мы не считаем, что она "лучше" других, но лишь что она наиболее адекватна, с нашей точки зрения, и для рассматриваемых нами вопросов.

Шесть основных шагов интерпретации структуры аспектов

1. Графическая структура: статичная, динамичная или подвижная.

2. Положение, акцент и направленность.

3. Целостность: единая или расщепленная картина аспектов.

4. Цветовой рисунок: три или два цвета, преобладание одного цвета.

5. Жизненная мотивация.

6. Индивидуальные аспектные фигуры

1 . Графическая структура: статичная, динамичная или мутабелъная

Нередко, глядя на картину аспектов, мы замечаем, что они образуют геометрические фигуры: многоугольники, треугольники и линейные фигуры. Эти фигуры представляют соответственно три типа жизненной мотивации

Конечно, указанные базовые типы могут быть завуалированы другими характеристиками карты, тем не менее фундаментальная мотивация, на которую указывает геометрия аспектов, проявится в нашем отношении к жизни. Особенными являются случаи, когда в карте есть несколько не связанных между собой аспектных фигур. Некоторые карты содержат две или три несвязанные фигуры и тем самым указывают на два или три независимых типа мотиваций. Иногда мы находим в гороскопе все три основных типа.

Среди всевозможных замкнутых форм, которые могут быть образованы линиями аспектов, мы выделяем три, которые дают три различных типа установок и решения жизненных проблем:

1) фигура с четырьмя и более углами — статичная установка,
2) треугольники — подвижная установка,
3) линейные фигуры или отдельные линии — динамичная установка

Четырехугольники и многоугольники в карте (см. рис. 1) дают тенденцию к целеустремленности, деловитости, собранности. Люди с этими фигурами стремятся к прочности, равновесию, гармоничности и совершенству. Мы можем назвать их людьми постоянного, или фиксированного, креста. Они руководствуются вопросом: "Что мне нужно сделать, чтобы получить наилучший возможный результат?" Такие люди стремятся достичь максимально надежного положения при существующих обстоятельствах, использовать их оптимальным образом. Они извлекают все возможное из того, что имеют, и доводят все начинания до конца, до вознаграждения своих усилий. В стремлении видеть и пожинать плоды своих трудов они никогда не устают "рыхлить почву", чтобы достичь максимальной продуктивности. Им необходимо реализовывать свои планы, а не только говорить о них. Прикладывая силы сразу в нескольких областях, они не успокаиваются, пока не устроят все надлежащим образом и не возьмут ситуацию полностью под контроль. В отношении к жизни эти люди консервативны и стабильны. Жизнь для них есть ряд статичных состояний, а не процесс, движение. Поэтому они ориентированы прежде всего на то, чтобы адекватно действовать в существующих обстоятельствах. Они изо всех сил сопротивляются переменам и соглашаются на них лишь после долгого и тщательного обдумывания. Люди с четырехугольной конфигурацией аспектов в карте рождения настойчивы и не любят останавливаться на полпути. Они тяжело переносят потери и всячески стараются защититься от них. Им мало симпатичны индивидуумы с "треугольной" мотивацией, обожающие перемены. Сатурн — планета, наиболее близкая их стилю жизни.

Люди с треугольными аспектными фигурами (Рис 2 Треугольная структура аспектов Карта Бруно Хубера 29.11.1930, 12 час 55 мин, Цюрих) всегда в движении. У них наиболее выражен принцип подвижного, или мутабельного, креста. Их основная мотивация, стимул в жизни — поиск любви, человеческого контакта, познания. Такие люди стремятся открывать для себя соответствия между внутренним и внешним — между вещами и их внутренним смыслом, потому что им важно постичь значение и суть всех вещей. Они любят учиться и входить в новые ситуации, восприимчивы и имеют множество интересов. Вопросы, которые эти люди себе задают, таковы: "Почему это именно так? Почему мне нужно делать это? Почему я должен так страдать?" Они хотят познать значение и смысл вещей, чтобы отождествиться с ними, стремятся быть в контакте со всем сущим, чтобы добыть внутренние сокровища — благо, добро, красоту. Треугольные аспектные фигуры в карте рождения побуждают с радостью встречать новые обстоятельства и людей — это шанс достигнуть нового понимания. Ибо людям с такой картой свойственно стремиться понять основные законы творения и их проявления в мире. Многие из них глубоко интересуются психологическими и социальными проблемами, состоянием практической жизни. Такие люди чувствуют призвание помогать, исцелять, служить. Их притягивает все, что можно усовершенствовать, что позволяет создать более полноценный образ действия. Они не склонны действовать утилитарно, функционально; чтобы привлечь их, следует обращаться к их любознательности и интеллекту. Стабильность, определенность, рутина — не для них; их среда — прогресс, развитие, рост. Луна — планета, наиболее родственная треугольным фигурам аспектов.

Линейные структуры (Рис 3 Линейная структура аспектов Карта Эдгара По 19.01.1809, 2 час 00 мин, Бостон, Массачусетс) состоят из разрозненных линий. Они соответствуют кардинальному принципу. "Линейные" люди настроены на то, чтобы наилучшим образом достигать своих целей в жизни. Они непрестанно ищут новые пути к возвышению, к первенству. Эти люди беспокойны, динамичны и всегда к чему-то стремятся. Они любят рисковать и обладают изрядной силой воли, но настойчивость и осмотрительность — не их достоинства Они всегда движутся сразу к нескольким целям, потому нередко растрачивают силы впустую. Их окрыляет надежда совершить что-то выдающееся. Такие люди любят и способны быть оригинальными, им ведомы гениальные озарения и состояния высочайшей творческой активности. Но успех их непрочен: они теряют заряд, отвлекаются, их интерес гаснет так же быстро, как вспыхивает. Для "линейных " личностей характерна переоценка собственных достоинств, что ведет к триумфам, но также к неудачам, перепадам настроения и неуверенности. Они азартны и могут ради одного шанса рискнуть всем. Они обожают начинать что-то новое и не очень-то любят заботиться о каждодневных нуждах в отличие от личностей "четырехугольного" типа Солнце — наиболее родственная линейным структурам планета.

2. Положение, акцент и направленность

Второе важное правило касается ориентации аспектной структуры в карте. Мы должны определить, какая область содержит больше всего планет и аспектов, а также каково направление аспектов. Относительно положения существенны три момента: сосредоточение планет и аспектов вверху или внизу, в правой или левой области карты; распределение по квадрантам; вертикальное или горизонтальное положение большинства аспектов.

Например, на этой линейной карте (Рис. 4. Несвязанная аспектная структура. Карта женщины 08.08.1921, 20 час. 30 мин.) с первого взгляда видно, что все линии стягиваются в направлении 2-го квадранта. Лишь одна планета — Уран — расположена в эго-области. Таким образом, из позиций планет можно сделать вывод, что эта женщина смотрит на себя глазами других людей, т.е. ее самооценка полностью зависит от других. Все три эго-планеты (Солнце, Луна, Сатурн) находятся в области "Ты" — карта имеет правосторонний, или "Ты", акцент. Эта дама буквально живет через других людей. И, соотнеся правосторонний акцент с линейным типом базовой мотивации, мы приходим к заключению, что она безотчетно, но целеустремленно концентрирует свою энергию на других людях, на "Ты", действуя и реагируя по динамичному типу. В этой карте есть еще один очень важный момент — аспектная структура раздроблена. Ниже мы обсудим это подробнее, когда будем говорить о замкнутости аспектной структуры. Поскольку аспектная структура разделена на две части (разрыв между соединениями Марс — Меркурий и Солнце-Нептун), "Ты"-ориентированные импульсы непоследовательны и противоречивы. Поэтому вмешательство эго почти сводит их эффективность на нет.

Отметим также, что все аспекты идут к V и VI домам. Это значит, что большая часть энергии сконцентрирована в очень узкой области — во 2-м квадранте, квадранте инстинктивного поведения, которое поэтому особо насыщено энергией и активизировано.

Очень удачно, что мы можем сопоставить теоретические выводы с реальной жизнью. Эта женщина постоянно находит убежище в болезнях (VI дом), причем ее демонстративное поведение (V дом) в болезни рассчитано на то, чтобы контролировать и тиранить всю семью (Рак). Чувства симпатии и антипатии, принадлежащие квадранту инстинктивного поведения, в ее случае кристаллизованы в реактивные паттерны, в автоматические защитные механизмы, находящиеся вне сознательного контроля. Поэтому она всегда плохо себя чувствует.

Вертикальные и горизонтальные аспекты

Если большинство аспектов идет параллельно линии горизонта карты, наше сознание поглощено в основном личностными проблемами, отношениями "Ты — Я". Мы оцениваем свою жизнь по отношению к среде, к другим людям, к "Ты". Если же аспекты расположены большей частью вертикально, более или менее параллельно линии меридиана, нами руководит прежде всего стремление к индивидуальной самореализации, по сути мы не хотим приспосабливаться к другим людям, даже самым дорогим для нас. Неизбежны трудности в личной жизни, потому что мы более всего дорожим своей независимостью, своей драгоценной свободой совести. Человеку, нуждающемуся прежде всего в личной близости, естественно, тяжело придется с партнером, ориентированным преимущественно на самореализацию. Такое различие базовых установок не может не вызвать конфликтов.

В течение 20 лет практики мы снова и снова убеждались, что выявление базовой мотивации человека — важнейший ключ к тайне гороскопа, по сравнению с которым более традиционные пути являются второстепенными. Оно дает отправную точку для анализа любой проблемы, характера, жизненной ситуации.

3. Целостность: единая или расщепленная картина аспектов

На этом этапе мы оцениваем, хорошо ли интегрирована аспектная структура: образует она единую фигуру или же состоит из разрозненных частей, а также есть ли в карте неаспектированные планеты. Это позволит сказать, насколько хорошо различные функции психики координированы друг с другом. Так, две отдельные аспектные фигуры в карте указывают на два отдельных, не связанных между собой стиля мышления и поведения, следовательно, на то, что в различных обстоятельствах мы можем вести себя совершенно по-разному. Кроме того, они указывают, что мы не придерживаемся в мыслительных процессах строгой последовательности посылок, промежуточных выводов и заключений, а склонны "скачком" переходить от одного стиля мышления к другому.

Несвязанные аспектные фигуры

Следует тщательно изучить планеты, составляющие аспектные фигуры. Например, в какой-то фигуре может доминировать одна из трех главных планет —Солнце, Луна или Сатурн. Тогда энергия этой планеты определит базовую мотивацию в соответствующей области. Наличие двух-трех аспектных фигур в карте может объяснять, например, то, что человек дома мягок и уступчив, на работе наводит страх на подчиненных, а в духовных вопросах чувствует себя неуверенно и старается держаться от них подальше. Таким образом, он имеет три разных стиля поведения, основанных на различных установках. Естественно, это влияет на интеграцию или дезинтеграцию его личности. При некоторых патологических состояниях, связанных с самоотчуждением и расщеплением личности, выявление диссоциированных аспектных фигур может многое подсказать.

С точки зрения психосинтеза, наличие нескольких несвязанных аспектных фигур означает внутренний импульс к работе над интеграцией сознания. Пока мы не осознаем самих себя, он давит на нас изнутри и может даже привести к болезни. По мере роста самосознания мы все более становимся способны использовать это внутреннее напряжение творчески и активно работать над достижением синтеза. Примером может служить карта психолога Карла Густава Юнга (Рис. 5. Карта К.Г.Юнга. 26.07.1875,.19 час. 20 мин. Кессвил).

В гороскопе Юнга имеются две отдельные аспектные фигуры. Первая — большой четырехугольник, образованный Плутоном, Юпитером, Марсом и Сатурном. Он тяготеет к АSС и потому указывает на склонность Юнга к интроверсии, особенно в юности и затем снова в зрелые годы. Соединение Луны Плутоном имеет большой орбис и образует хрупкую связь со второй фигурой, имеющей форму ножниц, от Луны к Урану, затем к Северному узлу, оттуда к соединению Венеры с Меркурием, а также к Солнцу, находящемуся в квадрате с Нептуном. Эта конфигурация показывает совершенно иную сторону личности Юнга — его экстравертированную, тщеславную "львиную" натуру, которая делала его зависимым от общественного признания.

Юнг сам говорил о взаимодействии дивергентных факторов в человеческой психике, в той или иной степени затрагивающем большинство из нас. В его собственной карте оно показано чрезвычайно ярко. В книге "Воспоминания, сны и размышления" Юнг очень выразительно описывает свое совершенно сознательное (в отличие от других людей) переживание внутреннего раскола: “Проявления и взаимоотношения моих первичных и вторичных личностей, происходившие в течение всей моей жизни, не носили характера "расщепления" в медицинском смысле этого слова. Напротив, это совершенно естественные события, которые происходят в каждом из нас. В высшей форме это проявления религиозного духа, с незапамятных времен говорившего с человеческой душой. В собственной жизни я позволил этому голосу быть главным, стараясь давать полную свободу всякой мысли, приходящей ко мне от моего внутреннего "Я".”.

Неаспектированные планеты

Энергия, которую символизирует неаспектированная планета, не может присоединиться к общему потоку сознательного мышления и потому нередко создает проблемы. Она либо действует автономно, сама по себе, либо делегируется внешнему миру. Так или иначе эта энергия полностью зависима от внешних влияний, и окружающим легко ею манипулировать. Мы сами практически не в состоянии сознательно контролировать эту энергию. В то же время для достаточно зрелого психологически человека неаспектированная планета — огромная помощь в интеллектуальном или духовном росте, стимул к незаурядным достижениям. В одном исследовании, опубликованном в США, показано, что неаспектированные планеты часто становятся главной мотивирующей силой человека.

4. Цветовой рисунок: три или два цвета, преобладание одного цвета

Мы изображаем линии аспектов тремя цветами, выбрав их совершенно сознательно, в полном соответствии с психологическими значениями цветов. Красный — напряжение, результативность, ЭНЕРГИЯ. Голубой — удовлетворенность, расслабление, РЕСУРСНОЕ состояние. Зеленый — чувствительность, мышление, СОЗНАНИЕ.

Цвета аспектов качественно характеризуют наши состояния сознания. Интерпретируя карту, мы должны спросить себя, какой из трех цветов доминирует. Если все три цвета распределены довольно гармонично, карта описывает натуру уравновешенную, что проявляется во внутреннем самочувствии и не обязательно выражается во внешнем поведении.

Трехцветные аспектные фигуры

Аспектная фигура, содержащая все три цвета, говорит о трехмерном, постоянно развивающемся сознании. Мы называем их фигурами научения, или роста. Такая фигура в карте сообщает тенденцию рассматривать проблемы под всеми возможными углами. Нас не удовлетворят ни односторонний взгляд, ни даже Две позиции; мы будем стремиться изучить столько разных точек зрения, сколько возможно, учитывая все более тонкие нюансы и факторы, а также их взаимосвязи, которые могут дополнить картину. Трехцветные конфигурации отображают три стадии решения проблемы, сходные с фазами преодоления кризиса. В двух словах: красные аспекты высвечивают конфликт — они предъявляют нашему вниманию что-то не совсем приемлемое, раздражающее, травмирующее. С помощью зеленых аспектов мы начинаем думать об этом, искать различные решения, новые подходы. Наконец, голубые аспекты позволяют воспользоваться плодами наших трудов и найти подходящий ответ. Затем весь процесс начинается сначала. Кризисные фазы — фазы красных аспектов — очень важны в нем. Они переживаются нами в соответствии с нашим осознанием ситуации как вызов, или как новая проблема (желание учиться), или как конфликт и ограничение (учиться на опыте). Таким образом, трехцветные фигуры отображают потенциал роста, внутреннюю потребность развития и сам процесс непрерывной эволюции и развития (Рис.6. Трехцветная аспектная структура. Карта Луизы Хубер 10.05.1924, 3 час.15 мин., Бамберг).

Двухцветные аспектные фигуры

Они могут быть красно-голубыми, красно-зелеными, зелено-голубыми. Красно-голубые аспектные фигуры, как в показанном ниже примере, говорят выраженных колебаниях между потребностью достичь чего-то и потребность спокойно наслаждаться достигнутым (Рис. 7. Двухцветная аспектная структура. Карта Михаэля Александра Хубера. 09.08.1955. 17 час. 17 мин., Цюрих ).

Фазы активности и пассивности сменяют друг друга в зависимости ( изменчивых настроений. "Сегодня — прирожденный оптимист, мрачнее тучи - завтра", — вот точное описание характерных для данной конфигурации колебаний настроения. Нелегко проложить средний путь между этими двумя крайностями, поскольку недостает зеленых аспектов, дающих способность компромиссам, релятивизму. Такие люди признают лишь две возможности, две стороны медали: "или - или", мир устроен или хорошо, или плохо. Любые мотивы (или поведение) они оценивают как хорошие или плохие, поэтому многое чрезмерно упрощают, склонны заблуждаться и нередко вступают конфликт с окружением.

Внутренне противоречивые, эти люди живут в мире борьбы противоположностей, преступлений и наказаний, причин и следствий. Пытаясь реализовать взаимоисключающие тенденции, они страдают от конфликтов и напряженности до тех пор, пока по воле судьбы не меняются их обстоятельства. Но стоит им почувствовать комфорт, они уже не обращают внимания ни на какие вновь зарождающиеся проблемы, что в конечном счете приводит к новым неприятностям. Впрочем, некоторым людям этого склада удается трансформировать напряженность в творчество, особенно если они находят дело, значащее для них больше, чем они сами.

Красно-зеленые фигуры постоянно несут возбуждение, вызов, в них нет умиротворения голубых аспектов. Люди с такими фигурами имеют беспокойный характер — им трудно почувствовать душевный мир, расслабиться. Некоторые из них даже боятся расслабления, видят в нем опасно уязвимое состояние и причину всех зол. Дело в том, что они сознают свою внутреннюю тягу к источникам расслабления — наркотическим веществам, которые могли бы компенсировать недостаток голубых аспектов в их карте. У таких людей зеленые аспекты (сенситивность, активация) чрезмерно стимулируются со стороны красных аспектов (энергия, сила), поэтому им совсем немного нужно, чтобы почувствовать себя провоцируемыми или используемыми. Во всяком случае они соответственно ведут себя по отношению к другим людям, даже не сознавая этого. Некоторые из них просто не могут не критиковать все вокруг себя, не находить во всем недостатки. Естественно, эти люди вызывают у окружающих раздражение, особенно если аспектная фигура в их карте расположена горизонтально. В случае вертикального расположения фигуры они постоянно стремятся улучшить собственные достижения, но редко испытывают удовлетворение от результатов своих трудов. Вечно недовольные собой и миром, они иногда все же ухитряются достичь совершенства; в противном случае их удел — полный негативизм, обращенный против всех и каждого (красные аспекты в этом случае проявляются как агрессия).

Зелено-голубые фигуры, как и красно-зеленые, встречаются довольно редк(Рис. 8. Зелено-голубая аcпектная структура. Карта Ги де Мопасса 05.08.1850, 8 час. 00 мин., Дьепп). Люди с этими фигурами в карте склонны к односторонности. Их подход к жизни очень мягок, им недостает "красного" — необходимой энергии и изюминки. Обычно они чувствительны к переживаниям людей и с радостью служат другим, потому что им недостает воли работать на себя. Такие люди легко становятся жертвами обстоятельств, потому что не могут за себя постоять. Они словно созданы для непринужденной, гармоничной, утонченной среды и знают в ней толк. Их характер лишен грубости, они миролюбивы и всегда находятся на стороне добра, правды, красоты. У таких людей нет серьезной мотивации к достижениям, успеху, самоутверждению.

Если в нашей карте отсутствует какой-либо цвет, это означает, что мы не только не имеем связанных с ним качеств, но и не можем получить представления о них. Поэтому нельзя судить о "зелено-голубых" людях по внешним достижениям — они не гонятся за ними. Если обстоятельства вынудят их конкурировать и стремиться к успеху, то реакцией станет внутренний конфликт, иногда грозящий опасностью для жизни. Может быть, они попытаются скрыться от этого неприятного и бессмысленного давления в мир собственных фантазий, обратятся к наркотикам или просто уйдут в себя, отвечая внешнему миру лишь пассивным сопротивлением. Тогда до них очень трудно "достучаться", тем более — оказать на них влияние.

Но по-своему эти люди могут найти себе место и в нашем ориентированном на успех обществе. Например, они очень хороши в профессиях, связанных с помощью людям, а также со сферой культуры, где важны чуткость, самоотверженность, нежная забота. Они обладают терпением и внутренними ресурсами для ухода за смертельно больными и удовлетворяются даже самыми скромными результатами.

5. Жизненная мотивация

Сочетание четырех описанных факторов дает нам индивидуальную жизненную мотивацию личности. Базовая структура — квадрат, треугольник или линия — отвечает трем основным принципам: интеллекта, любви и воли — и до определенной степени трем крестам (постоянному, подвижному и кардинальному). Три основных цвета (красный, голубой и зеленый) также укладываются в эту схему. Соотношение этих четырех элементов определяет нашу базовую мотивацию. Конечно, в холистическом смысле все в карте связано и взаимодействует со всем остальным, т.е. в любой карте есть все, но в то же время: каждый из нас имеет свои отличительные направленности в жизни, и потом; мы нередко плохо понимаем друг друга. Знание того, что мы действительно очень разные, что каждый из нас ищет и ожидает от жизни чего-то своего, отличного от других, может чрезвычайно увеличить наши взаимопонимание, терпимость и любовь либо, напротив, побудить нас отказаться от движения навстречу другим и изолироваться. Первая реакция ведет к целостности, вторая — к конфликту. С помощью астрологии и особенно подходов, обсуждающихся в этой книге, мы можем увидеть наши истинные внутренние желания и сделать сознательный выбор. Сознательно говоря себе "да" или "нет", мы обретаем возможность развития целостности через понимание и принятие индивидуальности других людей. Знание о том, что огромному разнообразию аспектных структур отвечает не меньшее разнообразие фундаментальных мотиваций, человека, глубоко впечатляет. Проникнувшись этой астрологической концепцией, гораздо легче принять своих собратьев такими, какие они есть, уважать их индивидуальность. Мы уже не пытаемся изменить других людей. Напротив, когда мы видим и понимаем мотивы других, для нас становится естественным долгом их поддерживать.

Мы не раз наблюдали, как у человека при обсуждении его аспектной структуры возникает чувство, что его слышат и понимают на очень глубокое уровне, объемлющем всю его жизнь, и это переживание несет ему чувство освобождения. Оно помогает заживлять внутренние раны и воссоздавать ощущении целостности. Аспектная структура карты представляется наиболее простым эффективным средством раскрытия фундаментальных мотиваций человека.

Визуальное представление и аспектная структура

Рассматриваемая в своей целостности аспектная структура карты является символическим образом сознания, сформированного доступными нам жизненными энергиями. Поэтому можно видеть "внутреннюю мотивацию", присущую карте, только с помощью медитативного чувственного восприятия. При этом мы позволяем зрительному впечатлению, рождающемуся внутри нас при созерцании карты, "говорить" с нами. Чтобы достигнуть такого диалога, мы должны культивировать в себе способность "вчувствоваться" в аспектную картину, учиться работать со своими силами эмпатии и восприятия, не обращаясь к аналитическому меркурианскому уму, а опираясь лишь на юпитерианскую функцию чувствования, визуализации, внутреннего сознавания. Так мы приобретаем способность интуитивно постигать сущность человека, отображенную в визуальной форме. В конечном счете аспектная структура — это символ, мандала, наделенная собственной энергией, явственной для нашей интуиции. Мы можем представить ее как энергетическое поле, в котором энергии излучаются и взаимодействуют, строение которого открывает нашему внутреннему взору план, смысл и потенциал индивидуального существования. Мандала есть как бы отпечаток бытия и действий. Зная, как расшифровать этот отпечаток, мы можем увидеть отблеск внутреннего мира глубоких неосознаваемых тенденций, скрытых от поверхностного исследования, но доступных глубинному уму, интуиции. Можно обучить свою психику, искусству визуальной интерпретации карты, развивая в себе воображение медитациями над астрологическими картами. Это дает нам совершенно новую перспективу. Мы позволяем индивидуальной форме воздействовать на нас и работать над нами, говорить с нами, передавая свое подлинное содержание. Впечатление, формирующееся в нашей психике, наделено особой энергией, особым эмоциональным зарядом. Иногда при встрече с новым человеком у нас мгновенно возникает представление о его сущности, его истинном характере, долго сохраняющееся в нашем сознании. Подобным образом и карта может с первого взгляда вызывать в нас четкий визуальный ответ.

Графическая структура, цвета, формы, размер аспектной картины в совокупности создают у нас зрительные ассоциации. Если мы позволим им свободно резонировать внутри нас, они помогут нам достичь глубинных уровней значения карты. Свободные ассоциации, взгляд внутрь доступны каждому, и мы можем путем тренировки развить в себе эти способности сверх обычного. Однако этот метод может показаться нашему аналитическому интеллекту, привыкшему главенствовать в астрологических занятиях, подозрительно простым. Неужели возможно узнать что-то ценное, лишь уставившись на карту? Мы ведь знаем, что для получения знания нужно прилагать большие усилия. Разве нет? Ведь в современных школах обучение основано на сосредоточенной меркурианской активности. А просто смотреть — совсем не трудно, это занятие для чувств, расслабляющее, даже развлекательное. Но это способ впитывать в себя взаимосвязи. Астрологически говоря, это сфера Юпитера—в концепции психосинтеза Юпитер регулирует все чувственное восприятие.

Мир образов

Карл Юнг писал о том, что сила воображения открывает для нас мир символической мудрости. В нем мы встречаемся с архетипами, отражающими наше внутреннее знание. Юнг сказал, что мысли в образах и цвете — это язык души. Воистину можно представить себе аспектную картину как произведение искусства, сотворенное душой, подобно тому как живописное полотно является творческим проявлением натуры художника. Такой подход сулит огромный терапевтический эффект, усиливая процесс самоисцеления. Если мы обратим свой ум внутрь и прислушаемся, из глубин подсознания поднимутся образы, четко соответствующие нашему состоянию. Эти образы не рассчитаны, не придуманы; они несут послание нашего внутреннего мира, которое нередко архетипично по характеру и потому глубочайшим образом значимо. Эти образы могут высвободить энергию, которая изменит наше отношение к своей жизни. Ибо, только возродив и актуализировав свои переживания, мы можем впоследствии изменить их влияние на нас. Таков фундаментальный закон человеческой природы

В астрологическом психосинтезе мы пытаемся через группы самопомощи или через индивидуальные астромедитации приобщить людей к работе этим методом. Мы уверены, что упражнения в искусстве визуализации астрологической карты помогают высвобождению внутренней энергии и реализации потенциала Роста, актуализируют способности, позволяющие жить более творчески

6. Индивидуальные аспектные фигуры.

Шестой шаг интерпретации гороскопа в астропсихологии относится к детальной оценке индивидуальных фигур, образованных аспектными линиями. Нами выделено 24 типа таких фигур. Здесь мы не имеем возможности описать их детально, в хуберовских школах они, конечно, изучаются в полном объеме.