союз неба и земли

1. МИР КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ

В науке есть нечто чарующее. Из пустякового факта она может извлечь неимоверно обширные выводы.

Марк Твен

Астрология не является точной наукой. В этом отношении и наука не является точной наукой. Тем не менее, открытия науки были сделаны на основе предположения о существовании ясных и четких законов, на которых базируется работа физического мира. Совсем недавно, в 1912 г., Бертран Рассел мог написать: "Дело науки - поиск единообразия, подобного законам движения и гравитации, для которого, пока наше восприятие расширяется, не существует исключений".
Неопровержимо утверждение - "кто ищет, тот находит", но можно легко заметить, что открытие учеными единообразных, определенных законов было результатом как их собственных предположений, так и последующего отбора того, что соответствовало их ожиданиям. По словам Роджера Джонса: "Тестом на пригодность любой научной теории, первым и самым главным, является ее согласованность с фактами физического мира".
Данное утверждение неизбежно предполагает существование объективных "фактов", с которыми могут согласовываться научные теории. Однако само по себе желание определенности и стремление видеть отделенность объективного мира от его наблюдателей не создает подобный мир. Для того, чтобы понимать базис научного открытия, важно помнить о пяти базовых предположениях, на основе которых выполнялись научные открытия.
Во-первых, предполагается, что существуют определенные законы, которые должны всегда выполняться; во вторых, что мир материи объективен и следовательно он отделен от тех, кто наблюдает его и проводит с ним эксперименты; в третьих, что существует некоторый фундаментальный строительный блок, из которого сформирована материя; в четвертых, что существует осязаемая, реальная основа мира; и в пятых, что предмет и явление могут быть только одним предметом и явлением в определенный момент времени.
Эти предположения могут быть прослежены в рациональных и дедуктивных процессах греков, которые выполняли полезную работу, стремясь установить абстрактные принципы в качестве основы научных идей. Но мир, который они создали, был миром сверхидеализированным и, неизбежно, совершенным.
Выдвинуто предположение, что греки, а также те, кто следовал их методам, избавляли своих примитивных предшественников от суеверий и магии. И в этой, как признано, сверхупрощенной точке зрения, есть доля правды. Магия и суеверие играли преобладающую роль в примитивном мышлении а также у последователей ученых так называемой Эры Просвещения. Но несмотря на диаметральную противоположность методов, и маги, и рациональные ученые старались достичь одной и той же цели. В равной мере и те, и другие вдохновлялись страхом перед неизвестностью. Разница заключалась в том, что те, кто следовал грекам, смотрели на природу как на нечто отчужденное, тогда как маги, хоть и опасались ее мощи, чувствовали, что она является частью их самих. И те, и другие пытались контролировать природу. Ученые - посредством создания ясных законов, которые помогли бы им предсказывать будущее. А маги - путем поиска сущности и смысла мира, в котором они жили. Вне зависимости от процесса мышления, каждая из сторон во многом основывала свои заключения на вере.
Целью науки было все более полное раскрытие будущего посредством изучения прошлого. Цель научных открытий классической эры была резюмирована математиком Пьером Лапласом:
"Интеллект, которому в заданное мгновение известно обо всех силах, действующих в природе, и положении всех предметов, из которых состоит мир - предполагая, что вышеназванный интеллект достаточно обширен, чтобы подвергать эти данные анализу - описал бы в одной формуле движение величайших тел вселенной и мельчайших атомов; ничто для него не было бы неопределенным, и будущее, как и прошлое, предстало бы перед его глазами."
При таком отношении к миру как к большой машине вполне естественно, что наука сосредоточила усилия на добывании все большего и большего количества знаний о механике его работы. И ученые неизбежно стали механиками, а не философами. В конце девятнадцатого столетия ученый А.А. Майкельсон смог сказать, что будущее науки заключается в "добавлении нескольких незначительных областей к уже существующим разработкам". Это пророческое заявление было сделано в 1894 г.
В этом мире не было свободы или надежды. Невозможно было избежать его безжалостной логики. Как писал Джек Линдсей:
"Изобретен мир симметрии и обратимости и наложен на реальный необратимый и несимметричный мир, при этом полагается, что реальны только устойчивые состояния и игнорируется все остальное - все точки критического изменения, все аспекты качественного развития. Сейчас в существенной мере достигнуты пределы полезности использования данного подхода. И, как следствие, при проникновении на уровень элементарных частиц, возникли общий кризис в физике и связанных с нею областях, зародившийся со времен Эйнштейна, квантовая механика и новые проблемы. С какой стороны ни посмотри, но у пост-Галилеевских ученых глаза намного лучше зашорены, чем у астрологов."
назад | вперед