союз неба и земли

2. СИМВОЛИКА ВРЕМЕНИ

Пульсация артерии
И лимфы обращенье
Расчислены круженьем звезд.

Т.С. Элиот, "Бернт Нортон"

Сейчас должно быть ясно, что существует два способа видения времени. Мистик, поэт и художник видят время единым, как бытие или вечность. Ученый, материалист рассматривают время линейным, разделенным, как часть их дуалистического видения мира. К сожалению, неразвитость нашего языка не позволяет провести разграничение между данными способами видения времени. Греки, впрочем, называли "время безвременья", или вечность, "Кайрос", а мирское время - "Хронос".
На первый взгляд может показаться, что существуют два вида времени, однако это не так - имеется лишь два способа видения времени. И оба способа видения, Кайрос и Хронос, сосуществуют. Каждый из них содержится друг в друге. Ученые не могут найти безвременное качество времени не потому, что они не видят его, но потому, что они оказываются неспособными узнать его, когда действительно видят его.
Видения мистика и ученого корректны в той мере, в какой они им следуют. Каждый из них описывает один аспект времени. Но чтобы найти смысл времени, необходимо скомбинировать оба видения. Ответ, который мы получаем, зависит от вопроса, который мы задаем. Что нас интересует о времени? Ученый желает знать, что такое время. Но он не спрашивает, каков смысл времени. И поэтому он не может выражать неудовольствие, когда обнаруживает, что время не имеет смысла.
Но противоположный взгляд, гласящий, что время, каким мы его знаем, нереально, и что единственная реальность - это вечность, в равной мере не свободен от затруднений. Этот взгляд особенно опасен для астролога. Потому что время - краеугольный камень астролога. Время на материальном, а также на "духовном" уровнях. Конечно, астролог должен осознавать вечное, искру Божию в себе. Это реальность на духовном уровне. Но реальность духовного не означает, что физический мир, в котором мы живем, нереален.
В равной мере ошибочны утверждения о реальности только духовного или только материального миров. Конечно, соединить оба мира сложно, но это необходимо в настоящее время сделать человечеству. И это настоятельная задача, которую надо решить астрологу, чтобы помочь человечеству. Мейстер Экхарт сказал: "Мастер говорит: "Тот, чье бытие и работа всецело находятся в вечности, и тот, чье бытие и работа всецело находятся во времени, никогда не согласуются друг с другом, они никогда не идут вместе". Но астролог не есть лишь мистик и лишь ученый. Астрология, как символическая система знаний, охватывает и науку, и искусство. В Астрологии и то, и другое могут и должны идти вместе.
Можем ли мы примирить и то, и другое? Можем ли мы достичь целостности, можем ли мы научиться видеть так, чтобы охватывать взором вечное или божественное и все же продолжать жить в мире преходящем и материальном? Ответ таков: сначала необходимо принять тот факт, что и вечное, и преходящее содержатся внутри нас. Чтобы видеть и то, и другое, мы должны находиться в соприкосновении с обоими уровнями, которые уже присутствуют в нас.
Снова процитируем Мейстера Экхарта: "Душа создана таким образом, словно она находится в точке, лежащей между временем и вечностью, соприкасаясь с ними. Высшими силами она соприкасается с вечностью, а низшими силами - со временем." Если мы хотим найти смысл времени, то мы найдем его в символической природе времени. Как писал Майкл Шеллис: "Парадокс Астрологии решается тогда, когда все время рассматривается как символ".
В символическом, или мифологическом времени, вечность и мирское время встречаются друг с другом. "Мифологическое время", - утверждает Эмма Бруннер-Трант, - "это не научное время, от него веет безвременьем. Именно отношение ко времени разделяет людей на склонных к мифологии и исторически ориентированных... Тот, кто только измеряет и вычисляет, не находит доступа к тому, что не может быть схвачено пространственно-временной концепцией. Потому что мифическое понимание устремлено не к существующему порядку, но к тому, что в себе создает, вмещает и преподносит и вопрос, и ответ".
Когда мы перестаем думать о времени, становится ясно, что не может быть объективного различия между двумя видами времени. Мы можем жить только в настоящем. И различие существует только в том, как мы смотрим на это настоящее. Как писал Т.С. Элиот:

Прошедшее, как и будущее,
Ненаставшее и наставшее,
Всегда ведут к настоящему.

Но мы можем видеть, и действительно видим, этот настоящий момент двумя различными способами. Действительно, двумя противоположными способами. Мы можем видеть настоящее либо как единственную реальность, как вечность, либо наоборот, как нереальное, как время. Мир, который мы видим, никогда не будет таким, каким он является в данный момент, каждый момент иной, и все же настоящее - это безвременье.
Одна из точек зрения состоит в том, что мы можем жить только в настоящем, в этом моменте времени, и, следовательно, мы всегда живем в этом моменте, в настоящем. А значит, настоящее вечно. Вот что подразумевается под вечностью. Жить в вечном настоящем. Жить для момента и в моменте. Это мистический путь. Именно его имел в виду Мейстер Экхарт, когда писал: "Сейчас, в котором Бог создал первого человека, и Сейчас, в котором последний человек перестанет быть, и Сейчас, в котором я говорю - все они едины в Боге, и существует только одно Сейчас".
Но в равной мере законно говорить, что настоящее не существует. Даже если я обдумываю данный момент времени, он проходит. Неизбежно он становится частью моего прошлого. То, о чем я думаю как о настоящем, является будущим. Я не могу уловить настоящий момент. Это не более чем удобная искусственная разделяющая линия между реальностью прошлого и будущего.
Такова точка зрения материалиста. Для него существуют лишь определенность рождения и смерти, а между ними заключена жизнь. Но это видение возникает лишь потому, что мы стараемся уловить настоящий момент, который нас избегает. Вся наша жизнь превращается в безнадежное усилие использовать время, быть занятым, быть уверенным, что ни один момент драгоценного времени не утерян. И именно таким образом мы теряем все время. Качество времени - вот что действительно значимо. Лишь посредством нашего бытия, и только с его помощью, мы неизбежно находимся во времени и вне времени.
В главе первой я рассказал мифологическую историю об Анки, горе Неба и Земли. Когда эта гора была разрублена пополам, появился известный нам мир. И время отделилось от вечности. Но и то, и другое все еще содержалось в горе. Если мы целостны, то мы можем видеть и то, и другое, потому что все это содержится в нас.
Данный миф архетипичен; с некоторыми вариациями он присутствует во многих культурах. В греческом мифе, впоследствии перенятом римлянами, мать-Земля Гея дала жизнь Урану, небесам или Небу. От брака сына и матери появились на свет шесть сыновей и шесть дочерей, что соответствует двенадцати знакам Зодиака.
Самый младший сын, Хронос или Сатурн, оскопил Урана. Так Время разрушило Вечность и завершился союз Неба и Земли, и так начал существовать материальный мир. Хронос - это бог, ассоциирующийся главным образом с проявлением на физическом плане, и мы видели, что он символизировал мирское время. Он символизирует границы физического мира, и его крест - это крест материи, который распинает дух на колесе жизни в четырех Углах Гороскопа. Он - это Земля; Энлил, который как и его греческий двойник разъединил родителей, был также известен как Земля.
Мы видели, что материалистические космологии основываются на определенном моменте творения. Эзотерические разделы религии предпочитают другую точку зрения. Ортодоксальный Ветхий Завет описывает Бога, творящего мир, однако тайная доктрина Каббалы рассматривает творение как постепенный процесс эманации из непроявленного в проявленное. Зохар (Zohar) сравнивает процесс творения с шелковичным червем, прядущим кокон из самого себя. Известный нам мир постепенно развивался из Пустоты, он эволюционировал от состояния прозрачности до более объемистой формы, пока не начал свое существование.
Аналогичная точка зрения присуща исламской доктрине. Из Божественной Сущности (hadrat al-dhat) развилось Присутствие Божества (hadrat al-uluhiyya), также известное как Вселенский Интеллект (al-akl al kullig), что соответствует Богу, познающему Самого Себя. Далее возникло Присутствие Мастерства (hadrat al-rububiyya), которое содержало в себе индивидуальные разумы или посредников Божественного - ангелов.
Из этой стадии бытия развилась Душа (barzakh) и, наконец, - Физический Мир (Mushahada). Впоследствии возник Первый Человек (al-insan al-awwal) и затем остальное человечество и жизнь.
Данные космологии содержат важную идею сосуществования вечности и времени, единства безвременья и времени. Одно находится в другом. Физическое время не может быть изгнано из нашего физического мира. Вчера - это прошлое, сегодня отличается от завтра, и каждое время имеет свое особое качество. Но в равной мере, мир есть, был и всегда будет, и это единение можно уловить в каждом отдельном моменте времени, потому что оно содержится в каждом моменте времени. Это важное замечание. Вечность содержится, и, следовательно, может быть наблюдаема, в каждом отдельном моменте. Время, таким образом, есть наблюдение вечности.
"Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было; и Бог воззовет прошедшее" (Экклезиаст, 3.14-15). Таково мистическое осознание тождества, которое, будучи однажды воспринятым, не может быть отнято никогда. "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Откровение, 21.4). Мы можем выбирать способ видения. Мы можем воссоединить себя, создать целостность времени и найти его смысл, либо мы можем просто следить за его плавным течением в прошлое, несущим нас вниз по течению к неминуемой смерти.
В религии Митры, которая практически стала официальной религией римской империи вместо христианства, оба вида времени были объединены. Митраварунан был и Варуной, повелителем космического ритма, и Митрой, тем, кто порождает свет зари. Зерван Акарана был "безграничным временем" - вечностью и временем одновременно. Солнце и Луна существовали в паре, а не как два раздельных существа. Они символизировали собой сизигию, единство противоположностей, подобно Насатья или Ашвинам, близнецам всадникам.
Солнце было Львом. Он символизировал вечный солнечный свет. Никогда не изменяющийся, фиксированный. Луна была змеей, которая поедала собственный хвост. Она символизировала ритмический, циклический круг бесконечного времени. Ее фазы постоянно менялись, от ночи к ночи, иногда она полностью исчезала, иногда сияла в полную силу, подобно Солнцу, всегда будучи другой и тем не менее всегда оставаясь той же самой.
Гороскоп графически иллюстрирует оба вида времени. В его центре находится фиксированная точка. Неподвижный центр Вечности, вокруг которого от вечности к вечности вращается бесконечный круг времени. Внутри нас существуют оба вида времени. Пока мы обитаем на этой Земле, мы должны ступать по окружности эклиптики, на которой располагаются планеты, Знаки и Дома. Но мы также занимаем центр в моменты соприкосновения с нашим внутренним "я". Когда мы объединяем и то, и другое, тогда бытие и деяние становятся одним и тем же, и мы обретаем смысл времени и жизни.
назад | вперед