союз неба и земли

3. КОЛЕСО ВРЕМЕНИ

Колесо времени вращается или стоит на месте: гончар и глина терпят.
Роберт Браунинг

Астрология в целом имеет дело со смыслом времени. В особенности ее интересует качество времени. Юнг указал на подобную особенность времени в следующем кратком изречении: "Все, что рождается или делается в данный момент времени, несет в себе качества этого момента времени". Каждый момент времени представляет собой паттерн и качество, которое заключено в этом паттерне, в данный особенный момент времени.
Именно поэтому один момент времени отличается от другого. Но в то же самое время каждый момент заключает в себе все время. Каждый момент времени заключает в себе будущее, а также настоящее. Как мы увидим в следующей главе, искусство предсказания состоит в том, чтобы видеть будущее в настоящем.
Момент рождения заключает в своем паттерне картину будущего человека или события, символизируемую Гороскопом. То, о чем мы думаем как о прошлом, настоящем или будущем, в действительности является единым. Это не разграниченная последовательность событий, а континуум.
Художнику, вне зависимости от направления в искусстве, это легче выразить, ибо данный континуум воспринимается им более непосредственно. Цель художника - выразить безвременье, нечто вечное, состояние бытия в осязаемой форме либо словами, либо кистью, либо музыкальными нотами. Форма, символизируемая Сатурном или Хроносом, помещает субъективный опыт, который находится вне времени, в поток времени.
Суть дела выразил композитор Норман Кей:
"Меня всегда поражал тот факт, что чувство музыкального восторга граничит (для меня) с ощущением, что великий композитор управляет временем. Но не только: он соединяет два вида времени - время внешней сферы (давайте назовем его объективным временем) и индивидуальное время (назовем его психологическим временем). Первое время обычно фиксировано и держит меня в рабстве; другое время более близко к внутренним восприятиям и переживаниям."
Физик имеет дело со временем как с частью физической реальности. Мистик имеет дело с субъективным переживанием времени. Художнику же необходимо преобразовать этот субъективный опыт во время, в упорядоченную структуру так, чтобы он смог передать свой внутренний опыт в символической форме другим. Астрологу также необходимо воспринимать вечность, целостность посредством индивидуального момента времени. Ему необходимо символически видеть целостное в раздельных частях. Как строки поэта и музыкальные ноты композитора являются мостом между внутренним и внешним, так и гороскопический момент времени является мостом между двумя видами времени.
Чтобы увидеть целостную реальность, нам необходимо учитывать субъективный опыт. Ученые также начинают осознавать, что нет существенной разницы между "внешним" и "внутренним". Наблюдатель - это интегральная часть наблюдаемого им мира. Реальный мир включает в себя и нас. Он является взаимоотношением между тем, что мы наблюдаем, и нами. Это союз внутри нас обоих уровней бытия.
Мы можем рассматривать материю как разделенную на части. Есть деревья, камни, ты и я. Это один уровень бытия. Мы также можем видеть, или воспринимать, то, что скрывается за этим уровнем. Там материя перестает существовать. Там лишь одно поле. Все является частью всего, континуумом.
Время также существует на обоих уровнях. Каждый момент по своему важен. И каждый момент времени простирается сквозь всю вселенную, соединяя все воедино. "Момент времени подобен виртуальной частице, возникающей из вакуума времени и пространства, но тем не менее взаимосвязанной со всей вселенной" (М. Шеллис).
Ученый и мистик видят время по-разному. Первый видит преходящий мир, ограниченный линейными временем и пространством. Последний видит вечность. И то, и другое есть одно и то же. Единственная разница - в уровне или точке зрения. Вечность заключена во времени. Она не есть нечто отделенное. Это просто видение времени другим способом.
Обычно мы видим время в движении, подобно тому как мы видим движущимися планеты и стрелки часов, но иногда мы перемещаемся в другую сферу времени. Большинство людей переживали подобное транспортирование в другое временное измерение в определенные моменты их жизни, но лишь некоторые из них улавливали реальность, стоящую за их восприятиями.
Тогда мы видим целостное, видим "лицом к лицу" как сказал апостол Павел. Вечность есть бытие. Мы вечны, когда мы есть. Трудно видеть один и тот же предмет двумя разными способами в одно и то же время. И трудно избавляться от привычек, которые развивались длительное время. Именно поэтому для самореализации зачастую необходимо шоковое воздействие внезапного переживания, подобного ослеплению апостола Павла, чтобы встряхнуть бытие личности, переместить его на иной уровень и дать возможность увидеть мир по-новому.
Именно так нам необходимо смотреть на Гороскоп, если мы хотим ощутить, каково его предназначение. Вся вселенная есть внешнее проявление момента времени. Вселенная вечна. Это бесконечный паттерн, танец, непрерывное движение. Только когда мы наблюдаем его, только тогда оно становится временем. Платон писал в труде "Тимакус" (Timacus): "По какой-то причине он решил иметь движущийся образ вечности, и когда он привел в порядок небо, он сделал этот образ вечным, но движущимся согласно числу, тогда как сама вечность остается единением; и этот образ мы называем Временем". В каббалистических терминах мы можем рассматривать Вечность как силу или Чокмах, соответствующую числу 2; Время же соответствует форме, Бинаху или числу 3.
Это побуждает нас к исследованию основы связи между движением планет и событиями на Земле с обращением пристального внимания на время. Особенно к исследованию причинности и синхронизма.
Концепция синхронизма разрабатывалась Юнгом в попытке объяснить связь между событиями, которые, вроде бы, не имели причинной связи. Он рассказывал об одном происшествии с пациентом, консультировавшегося у Юнга по поводу психологического расстройства, который однажды пожаловался ему на болезнь горла. Юнг посоветовал тому обратиться к врачу, но по пути к врачу пациент умер от сердечного приступа - Юнг ничего не знал об этой смерти.
О смерти Юнгу сообщила по телефону жена пациента и в разговоре спросила, не было ли у ее мужа какого-либо серьезного расстройства. Несмотря на происшедшее, у жены пациента не было причин расспрашивать Юнга о физическом состоянии ее мужа, даже если она и знала о его больном горле, потому что он консультировался у Юнга по поводу чисто психологической проблемы.
Поэтому Юнг спросил, почему она так этим заинтересовалась, и ему ответили, что причина расспросов - стая птиц, влетевшая в окно спальни ее мужа. Само по себе это происшествие едва ли стоит упоминания, однако когда дед этой женщины был при смерти, то стая птиц также влетела в окно его спальни, и то же самое явление произошло, когда умер ее отец.
Юнгу было понятно, что между смертями и стаями птиц не было причинной связи. И он не верил в то, что птицы вызвали смерть людей. Совершенно другой вопрос, могло ли быть как-то вызвано приближение смерти одновременным появлением птиц, однако, основываясь на научном знании того времени, на этот вопрос нельзя было ответить утвердительно.
Случилось совпадение; совпадение, имевшее смысл. Впрочем, в данном контексте это важное замечание, данное совпадение было родственно времени. Жизнь полна совпадений. Большинство из них незаметны отчасти потому, что они маловажны, и отчасти потому, что нам недостает сознания уловить их смысл. Все дело заключается в распознании смысла совпадения и оценке важности временного фактора в этом совпадении.
Существует паттерн времени и пространства. Каждый момент соединяет всю вселенную, каждое живое существо, каждое событие. Именно этот паттерн отражается в структуре, которую формируют планеты в небе. Каждый момент времени имеет свой собственный смысл, свое собственное значение. Время, как и пространство, может являться. Колин Вильсон указывал, что покушения на Распутина и эрцгерцога Фердинанда были совершены точно в одно и то же время - 27 июля 1914 года в 14 ч. 15 мин.
Здесь имеются два момента. Первый, элемент времени, иногда включающий в себя связь между двумя уровнями времени. И второй, смысл, который образует связь между внешним явлением и внутренним опытом. Жан Болен писал: "Синхронность подобна пробуждающей мечте, где мы ощущаем пересечение безвременья и времени, где возможен невозможный союз сфер бытия и где нераздельно то, что внутри нас, и то, что снаружи нас".
Синхронность вполне заурядна, ибо то, что внутри, и то, что снаружи - это одно и то же. Поэтому внешнее постоянно и неизбежно отражает внутреннее. Но если мы не признаем символический смысл совпадения, то мы оказываемся неспособными видеть это событие как пример синхронности.
Синхронность соединяет в одно и то же время два события, как это произошло в случае с пациентом Юнга. Прилет птиц и смерть случились в одно и то же время. Другие примеры: когда мы думаем о ком-то, и в этот момент времени данный человек звонит нам по телефону, либо когда кто-либо видит сон или у него случается видение события, которое происходит где-то в этот момент. Альтернативный вариант - встреча двух различных уровней времени. Возникает соединение между одним моментом времени и континуумом времени. Это случается тогда, когда человека посещает предчувствие события, которое произойдет в будущем.
Вселенная, какой мы ее видим, есть внешнее проявление момента времени. Это отражается в каждом явлении. В И-Цзин сказано: "Каков момент времени, такие руны и выпадают". Этот момент времени отражается в движении планет, структуре печени животного, выпадении гадательных костей.
Чтобы понять связь между вечностью и временем, внутренним и внешним, нам необходимо осознать три уровня, которые мы исследовали в главе третьей: духовный, астральный и физический (я для удобства объединил астральный и высший ментальный уровни). Вечный, духовный уровень описан в Тан Цзин:
"В данный момент существует небытие, начинающее быть. В данный момент существует небытие, которое перестает быть. Таким образом, нет процесса рождения-и-смерти, которому можно положить конец. По какой-то причине абсолютное спокойствие (нирваны) есть этот настоящий момент. Хотя именно в данный момент нет предела данному моменту, и в этом вечное блаженство."
Как нам достичь этого состояния? Как нам соприкоснуться с Вечным? Это затруднение было обрисовано Мейстером Экхартом: "Нет более великого препятствия на пути к Единению с Богом, чем Время". И в другой форме сказано Кришной Арджуне: "Я знаю, о Арджуна!, все явления прошлого, настоящего и будущего; но они не знают Меня".
Пересечение безвременья и времени происходит на уровне, расположенном между духовным и физическим уровнями. На уровне, который может быть назван астральным или бессознательным. Вот почему нам необходимо осознавать бессознательное, если мы хотим быть открыты для смысла и восприятия. "Чтобы случилась синхронность", - пишет Жан Болен, - "пространство между индивидуальностями и предметами вместо пустоты должно "содержать" нечто связывающее воедино, или быть передаточной средой. Юнг называет это коллективным бессознательным". Оккультисты называют это астральным планом.
Если мы признаем взаимосвязь между внутренним и внешним и взаимосвязь между моментом времени и целостным временем, то мы поймем смысл происходящего в мире. Мы сможем, если захотим, рассматривать одно и то же событие либо как проявление синхронности, либо как проявление причинной связи. Мы сможем сказать, что стая птиц притягивается к человеку, который скоро умрет, и поэтому он является причиной их появления. Либо мы сможем просто осознать смысл, стоящий за появлением птиц и смертью человека.
В главе второй мы рассматривали ЭРП эксперимент. Когда одна частица изменяла направление движения, то аналогичным образом вела себя и вторая частица. Физики, с их причинными представлениями, стремились найти физический сигнал, передаваемый от частицы к частице. Проблема возникала в том случае, если одна из частиц находилась на расстоянии световых лет от другой частицы, ибо согласно законам классической физики, ничто не может двигаться со скоростью, превышающей скорость света, а значит сигнал посылался бы после того, как он уже был принят, что требовало повернуть назад стрелу времени.
В некотором смысле не имеет значения, как рассматривать явление - с точки зрения синхронизма или причинной связи. Если мы принимаем тезис, гласящий, что существует лишь целое и что мы видим его на нашем физическом плане посредством частей, то оба способа рассмотрения сливаются воедино. Связь между внешним и внутренним символически отражается в происходящем на физическом уровне. Осознание смысла, стоящего за этим уровнем бытия - вот что важно.
Эти уровни существуют в каждом из нас. Мы можем воспринимать любую структуру одним из трех способов. Мы можем рассматривать одно и то же явление как линейное время, либо как вечность, либо как пересечение безвременья и времени. Если мы хотим быть целостными людьми, нам необходимо воспринимать время на всех уровнях. На духовном уровне время несущественно. Но на физическом уровне оно жизненно важно. Это тот самый фактор, который, при правильном его понимании, сообщает смысл астрологической теории.
назад | вперед