союз неба и земли

3. ВО ВЛАСТИ СИЛ ПРЕИСПОДНЕЙ — СМЫСЛ СВОБОДЫ

Здесь невозможный союз
Сфер бытия возможен,
Здесь прошлое с будущим
Смиряются и примиряются,
А иначе мы действуем, словно
Движимы кем-то и лишены
Дара внутреннего движения,
Во власти сил преисподней.

Т.С. Элиот, "Драй Селвэйджес"

Какова природа свободы, которую мы, оказывается, имеем? Означает ли эта свобода, что мы можем делать то, что нам нравится? Ясное дело, это не так. Посмотрим на Карту Рождения, показанную на рис.1.1. Человек, родившийся 15 июля 1944 года в 7ч. 18 мин, прикреплен к этой Карте на всю жизнь. Он не может уйти от нее. У него всегда будет Солнце в Раке в 12 доме, а Сатурн в квадрате к Нептуну. Грубо говоря, его жизнь предопределена этой Картой.
Не очень прилично утверждать, что он может быть кем угодно по своему желанию. Его Солнце не может находиться в Стрельце. Никакие волевые усилия не смогут передвинуть Луну в Близнецы. Все его знание и вера во вселенную не уберут Венеру из 12 дома. Тогда какую же свободу он имеет? Неужели мы раскрыли тайну времени и продемонстрировали реальность свободы лишь для того, чтобы показать, что она избегает нас, когда мы пытаемся ее поймать? Неужели это всего лишь творение издевающегося Бога, который дразнит нас, убирая ее всякий раз, когда мы устремляемся к ней?
Утверждение, что мы имеем свободу воли, не лишено некоторого смысла, даже если мы не знаем, из чего складывается эта свобода. Впрочем, парадокс остается. Нам ясно, что мы не свободны, либо не совсем свободны. Действительно, мы в буквальном смысле слова ограничены колесом жизни, которое символизируется кругом нашего Гороскопа. Мы имеем физическое тело, мы имеем определенные ментальные способности. Некоторые из нас родились калеками, слепыми или умственно отсталыми. Мы не можем летать, мы не можем стать чемпионами в спорте, имея лишь одну ногу.
Позвольте мне, в связи с этим, процитировать историю, которую Франц Кафка излагает в романе "Процесс"; я думаю, она послужит уместной притчей:
"У врат Закона стоит привратник. И приходит к привратнику поселянин и просит пропустить его к Закону. Но привратник говорит, что в настоящую минуту он пропустить его не может. И подумал проситель, и вновь спрашивает, может ли он войти туда впоследствии? "Возможно, - отвечает привратник, - но сейчас войти нельзя". Однако врата Закона, как всегда, открыты, а привратник стоит в стороне, и проситель, наклонившись, старается заглянуть в недра Закона. Увидев это, привратник смеется и говорит: "Если тебе так не терпится - попытайся войти, не слушай моего запрета. Но знай: могущество мое велико. А ведь я только самый ничтожный из стражей. Там, от покоя к покою, стоят привратники, один могущественнее другого. Уже третий из них внушал мне невыносимый страх". Не ожидал таких препон поселянин, ведь доступ к Закону должен быть открыт для всех в любой час, подумал он: но тут он пристальнее взглянул на привратника, на его тяжелую шубу, на острый горбатый нос, на длинную жидкую черную монгольскую бороду и решил, что лучше подождать, пока не разрешат войти. Привратник подал ему скамеечку и позволил присесть в стороне, у входа. И сидит он там день за днем и год за годом... Идут года, внимание просителя неотступно приковано к привратнику. Он забыл, что есть еще другие стражи, и ему кажется, что только этот, первый преграждает ему дорогу к Закону... Уже меркнет свет в его глазах, и он не понимает, потемнело ли все вокруг, или его обманывает зрение. Но теперь, во тьме, он видит, что неугасимый свет струится из врат Закона. И вот жизнь его подходит к концу. Перед смертью все, что он испытал за долгие годы, сводится в его мыслях к одному вопросу - этот вопрос он еще ни разу не задавал привратнику. Он подзывает его кивком - окоченевшее тело уже не повинуется ему, подняться он не может. И привратнику приходится низко наклониться - теперь по сравнению с ним проситель стал совсем ничтожного роста. "Что тебе еще нужно узнать? - спрашивает привратник. - Ненасытный ты человек!" - "Ведь все люди стремятся к Закону, - говорит тот, - как же случилось, что за все эти годы никто, кроме меня, не требовал, чтобы его пропустили?" И привратник, видя, что поселянин уже совсем отходит, кричит изо всех сил, чтобы тот еще успел услыхать ответ: "Никому сюда входа нет, эти врата были предназначены для тебя одного! Теперь пойду и запру их"."
У каждого из нас свой собственный путь. И некоторые люди говорят, что свобода означает всего лишь добровольное принятие предопределенной судьбы. Такова была точка зрения Юнга: "Свобода воли - это способность радостно делать то, что я должен делать". Другой психолог, Карл Роджерс, вторит его словам: "Это такая свобода, когда человек предпочитает осуществлять себя, играя ответственную и добровольную роль в развертывании предопределенных событий в окружающем его мире".
В соответствии с этим мнением, жизнь человека подготавливается заранее. Человек свободен либо принимать, либо отвергать ее. Маркус Аурелиус писал в труде "Медитации": "Что бы ни случилось с тобой, все это было подготовлено для тебя всей вечностью; причина происходит из вечности, плетущей нить твоего бытия".
У каждого из нас свой собственный "жизненный миф". Его можно увидеть в Гороскопе. Действительно, им является сам Гороскоп. Мы не можем выбирать его. Значит, наш выбор - принимать данный миф и проживать его сознательно, либо отвергать его и искать другой паттерн? Иисус принял свой "жизненный миф" - быть распятым и быть Спасителем Человечества. "Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет."
В пустыне его искушал Сатана, предлагая ему стать светским правителем. Он мог бы избрать путь осуществления надежд, которых с нетерпением ожидали от Мессии большинство соотечественников, включая его собственных учеников. Он мог бы стать во главе армии и изгнать римлян из Святой Земли. Вместо этого он принял свою судьбу. Этот выбор был его и только его.
Как писал Витмонт: "Мы можем сказать, что наши комплексы являются картами, которые сдала нам судьба; имея эти карты и никакие больше, мы либо выигрываем, либо проигрываем игру, и если мы ведем себя так, словно их у нас нет, либо ищем какие-то другие карты, то мы терпим поражение еще до начала игры". Стоики стремились преодолеть дилемму судьбы и свободной воли, разделения между Небом и Землей, полагая, что злым человеком был тот, кто отвергал правила природы, и что свобода заключается в гармонии природы и разума.
Давайте поставим вопрос по другому и спросим прежде всего, почему мы имеем именно наши Гороскопы. Мы полагаем, что индивидуальный жизненный путь нам дается. Но возможно, мы выбираем этот путь сами. Возможно, наши Гороскопы являются выражением нашего свободного выбора. В соответствии с традицией Каббалы, душе предоставляется свобода выбора и план задачи, которую ей следует выполнить в мире.
Затем душе показывается модельный план ее жизни, которую следует прожить, людей, которых она встретит, и места, по которым она пройдет, и душа знает, что ее судьба - осознать присутствие Бога в этом особенном времени и месте физической Вселенной.
"Определенно, это созвучно подлинному смыслу Гороскопа как "подходящему времени" для рождения. Как сказал Плотин: "Каждая Душа имеет свой час (хору); когда он наступает, Душа сходит вниз и входит в подходящее для нее тело". Следовательно, психологическая и физическая натура, которая дается нам и которую можно увидеть в Гороскопе, является тем, что необходимо нам в данном воплощении. Таким образом, цель заключается в обретении "карт, которые судьба сдала нам"."
Как же нам тогда понимать выдающихся психологов, которых я процитировал? Что мы волей-неволей владеем нашими характерными особенностями, и поэтому нам следует принимать их? Что мы вольны любить их либо отторгать? Сенека писал: "Fata volentem ducunt, trahunt nolentem" - "Желающего судьба ведет, упрямого тащит". Юнг, по сути, пересказал это утверждение, когда заметил, что свобода человека заключается в выборе: либо идти назначенным путем, т.е. соглашаться следовать этим путем; либо нас будут тащить "как рогатый скот на бойню", когда мы стараемся увильнуть.
Впрочем, на деле все обстоит не совсем так, как на словах. Конечно, не существует полной свободы. И в физическом мире нет полной свободы. Мы ограничены с разных сторон. Существуют физические законы и духовные законы, и ни один из них не может быть нарушен безнаказанно. Мы вольны засунуть руку в огонь, и мы способны поместить наши души в духовный огонь.
Когда мы получаем ожог, то мы просто навлекаем на себя естественную реакцию этих законов в соответствии с принципом Немезиды. Дело не в самом наказании и даже не столько в самом нарушении закона. Если мы ведем себя определенным образом, то мы будем создавать определенную реакцию. Общие духовные законы содержатся в Каббале; индивидуальные законы - в Астрологии, в Гороскопе.
Причина наличия у нас свободы - наша сознательность. Сознание позволяет нам совершать выборы. Ангелы не свободны. Они не нуждаются в свободе. Человек свободен потому, что он не совершенен. Так и должно быть, ибо он может достичь совершенства лишь через собственное несовершенство.
Витмонт выразил это положение так: "Без осознания наших собственных потенциалов, ограничений и потребностей свобода представляется лишь причудливой концепцией". Антоний Сторр писал: "Мы обретаем наивысшую свободу, когда осознаем наши ограничения". Но мы можем реализовать эту свободу выбора только тогда, когда мы действительно используем наши сознательные силы.
Пока мы не осознаем себя, нашу психологическую натуру, мы не в состоянии совершить какой-либо выбор. Следовательно, самопонимание - это первый шаг к свободе. Если мы не осознаем наш "жизненный миф", то вопроса о его принятии может просто не возникать. Вот почему нам необходимо знать себя - чтобы мы действительно могли быть собой. И именно поэтому так ценен Гороскоп - он является картиной, изображающей нас.
Все, что мы делаем, зависит от того, какие мы есть. Многие люди, вероятно, большинство людей, совершают ошибку, пытаясь направить свою жизнь по неверному пути. Они не тратят силы на раскрытие своей индивидуальной роли в жизни, а начинают с постановки задач - чего бы им хотелось достичь, и затем стараются так подправить свою жизнь, чтобы можно было воплотить на практике собственные намерения.
В редких случаях, когда человек находится в соприкосновении с внутренним "я", индивидуальное подсознание будет вести его в верном направлении. В противном случае он будет следовать бесплодным путем - ибо это будет не его путь. Сначала нам необходимо найти наш собственный путь посредством познания самих себя, сознательного контакта с нашим бессознательным, а затем жить, следуя этому пути - таково истинное направление в жизни.
Если мы не сознательны, то мы не сможем понять, что события, происходящие с нами во внешнем мире, в действительности являются отражением нашего подсознания. Как сказал Юнг:
"Правило психологии гласит: когда внутренняя ситуация не осознается, она проявляется вовне как судьба. Другими словами, когда индивидуальность остается неразделенной и не осознает свои внутренние противоречия, то мир должен по необходимости вызвать конфликт и разорваться на противоположные части."
Реально не существует разницы между внутренним и внешним. Бессознательное вмещает наши потребности. Нам следует осознать их, в противном случае бессознательное может их нам навязать. Именно этот союз дает нам свободу выбора. Эмерсон выразил данный принцип так:
"Секрет мира заключается в связи между личностью и событием. Душа содержит в себе событие, которое произойдет с ней. Событие - это отпечаток вашей формы. События растут на одном стволе с личностями. Всякое творение испускает из себя собственное состояние и окружение, подобно тому как слизняк оборудует свой скользкий дом на листе груши. Человек увидит собственный характер в событиях, которые, как ему кажется, случаются с ним, но которые исходят от него и сопровождают его."
На данном этапе мы ввели в рассмотрение концепцию сознания. Мы сознательно реализуем наш "жизненный миф". Заключается ли свобода просто в осознании того, что должно случиться с нами, а затем в принятии этого? На первый взгляд может показаться, что данная позиция проста и ясна и сходна, к примеру, с пробуждением во время операции.
Однако в ней таится глубокий парадокс, который наблюдается в очевидно противоречивых заявлениях Карла Роджерса. С одной стороны, он говорит:
"Его (закрытого человека) поведение детерминировано, и он не свободен совершить эффективный выбор. С другой стороны, всесторонне функционирующая личность не только воспринимает, но и пользуется самой неограниченной свободой, когда она спонтанно, свободно и добровольно выбирает и желает то, что абсолютно детерминировано."
С другой стороны, он говорит: "То, что я совершаю в следующий момент, и что я буду делать далее, возникает из данного момента и не может быть предсказано заранее мною или другими людьми". Как объединить эти высказывания?
Если мы принимаем себя такими, какими являемся, значит, только такими мы в принципе и можем быть. Мы не можем быть кем-то еще, как бы нам этого ни хотелось. Но как только мы реально принимаем себя, то нам не надо ничего предпринимать. Посредством бытия мы неизбежно становимся. Мы находимся в Дао, мы целостные люди, и наши действия - это спонтанное развитие и часть нашего бытия. Мы являемся процессом.
Это существенное отличие. Отличие в позиции. И именно поэтому нельзя предсказать то, что мы будем делать. Ибо это является интегральной частью нас самих. Наше настоящее и наше будущее слиты воедино.
назад | вперед