союз неба и земли

2. ВСЕМОГУЩИЙ РАЗУМ МИРА

Я буду петь о том, как Господь Всемогущий Разум Мира,
Сквозь Все проникающий и которому Все подчинено,
Управляет Частями и беспристрастной Рукой
Поддерживает целое, наслаждаясь своей Властью:
Как Всему гармонировать и как Частям образовывать
Строгие Объединения, поддерживая бытие взаимной Помощью;
Как всему двигаться согласно Причине, ибо одна Душа
Живет в Частях, пронизывая целое.

Маркус Манилиус

Эйнштейн революционизировал науку, приравняв материю и энергию. Наше понимание энергии вот-вот будет революционизировано приравниванием материи и духа. Однако важны не только правая и левая части уравнения, но и сама природа эквивалентности.
Знаменитая формула Эйнштейна, Е=мс2, утверждала, что материю можно преобразовать в энергию, а энергию в материю. Но природа эквивалентности базировалась на представлении о разделенности материи и энергии. Нам необходимо понять, что материя и энергия одинаковы и что материя и дух также одинаковы, они есть одно и то же.
Одно преобразуется в другое, потому что они являются одним и тем же, но существующим на разных уровнях. Одна из проблем научного мышления состоит в отсутствии модели, которая бы охватывала различные уровни бытия во вселенной. Вот почему ученые до сих пор не способны разобраться с материальным и квантовым уровнями.
Астрология, в символе Гороскопа, действительно охватывает оба этих уровня. Но символ не раскроет свой внутренний смысл, если его не воспринимать корректно. Когда мы видим в пятом измерении, мы видим оба уровня вместе, едиными, а также раздельными. Мы видим целое и мы видим части.
В центре, в точке, существует единение и безмолвие. На периферии - движение, двойственность, изменение. Но на периферии также существует и единение. Круг в своей полноте вечен. Он бесконечен, не имеет ни начала, ни конца. Чем он является для нас - это зависит от нашего к нему отношения. Мы можем остановить его движение и исследовать его часть, либо мы можем стать его частью и объединиться с его целостностью.
Взаимосвязь между частями и целым, между временем и вечностью, между духом, материей и энергией особенно важна для понимания принципов Астрологии по следующим двум причинам. Во-первых, из-за полемики, касающейся отдельных факторов Гороскопа. Во-вторых, чтобы мы смогли решить, что является основой связи между планетарными телами и событиями на Земле - причинность или синхронизм.
Мы видели, что астрологи разделяются во мнении относительно внутреннего смысла отдельных факторов Гороскопа. Означает ли что-нибудь само по себе положение Луны в Тельце на рис. 1.1? Или она имеет значимость лишь во взаимосвязи с другими факторами Гороскопа?
Когда мы видим в трех измерениях, мы видим части, мы видим материальную проявленность. Мы видим Луну в Тельце, мы видим Юпитер во Льве. Мы измеряем расстояние вдоль эклиптики между данными отдельными факторами и называем это аспектом квадрата.
Мы видим Уран "вовне" как тело в небе. В 1913 году он находился в точке 2 градуса Водолея, в той же самой точке, где располагается восходящий градус на рис. 2.1. Что же представляет собой ситуация в этих двух случаях? Являются ли Луна и Юпитер отдельными телами, либо они являются частями единого целого? Отделен ли Уран от восходящего градуса на рис. 2.1?
Если в прошлом рассматривались только раздельные части, то сегодня существует тенденция увлекаться иной крайностью - принимать целое и отвергать части. Однако отклонение маятника в противоположном направлении, как естественная реакция на научный материализм, в равной мере упускает суть.
Восприятие реальности как целого само по себе совершенно законно. В таком взгляде на реальность нет ничего нового. В прошлом веке Гегель заявил: "Ничто, в конечном счете, не является реальным за исключением целого".
Сравнительно недавно Дэвид Бом писал:
"Очевидно, что части находятся в непосредственной взаимосвязи друг с другом, причем их динамические взаимодействия зависят от состояния всей системы (и от состояния более обширных систем, в которые они включены, простирающихся, в конечном счете и в принципе, вплоть до размеров всей вселенной). Таким образом, мы приходим к новому представлению о неразрывной целостности, которая отвергает классическую идею анализируемости мира в виде раздельных и независимо существующих частей."
Голографическая теория разума и материи Карла Прибрама и Дэвида Бома утверждает, что каждая часть целого содержит и воплощает в себе целое. Что ж, данная теория достаточно разумна. Важно видеть целое в частях, и именно так астролог поступает, или должен поступать, когда он рассматривает момент времени, символизируемый Гороскопом.
В известном смысле часть неизбежно воплощает в себе целое. По определению, часть должна находиться в составе чего-то большего, чем эта часть, в противном случае она сама будет целым. Но само вхождение в состав чего-то большего и то, что это нечто является реальным, не означает нереальность самих по себе частей. Подобный вывод о нереальности частей сделать легко, но он совершенно неверен.
Другое заблуждение Голографической теории - детерминизм, образующий ее основу. Видеть взаимопереплетенность частей, видеть реальность целого - все это важно и полезно. Но представление о безупречности структуры этого целого, каким бы эстетически красивым оно ни было, не является ни логически необходимым, ни корректным.
Именно взаимодействие между частями и целым решает загадку реальности. Помня об этой взаимосвязи, давайте снова взглянем на ЭРП парадокс. Эксперимент показал, что одна частица может связываться с другой мгновенно, независимо от расстояния между ними. И теорема Белла подтверждает это открытие.
По Эйнштейну, взаимодействие, совершаемое со скоростью, превышающей скорость света, невозможно, потому что оно нарушает законы относительности. И тем не менее, телепатия случается. Предвидение случается. Оккультист не находит ничего странного в телепатии или предвидении, ибо он знает, что на астральном уровне законы, управляющие временем и пространством, отличаются от законов, действующих на материальном уровне.
Ученый, если он признает квантовый уровень, также знает, что законы этого уровня отличаются от законов материального уровня. На квантовом уровне частицы игнорируют законы относительности, они возникают из пустоты и снова в ней исчезают. На квантовом уровне достигается и превышается скорость света. И на астральном уровне тоже. Потому что квантовый уровень и астральный уровень - это два названия одного и того же феномена.
Материальный и субатомный уровень сосуществуют. Каждый из них содержится внутри другого. Аналогично сосуществуют физический и астральный уровни, и каждый из них содержится внутри другого. На материальном уровне существует разнообразие, части. На субатомном и астральном - целое.
Если проникнуть вглубь физического мира, то можно увидеть, что он исчезает. Все переходит в свою противоположность. Когда физический мир растворяется, то на первое место выходит квантовый уровень, где каждая отдельная сущность является частью всего процесса. Но научный разум, будучи неспособным принять противоположности, оказывается не в состоянии увидеть взаимосвязь между ними.
Будучи не в состоянии понять ЭРП парадокс, ученые зациклились на частях и поэтому не смогли увидеть целое. Ими сконструировано представление о существовании двух раздельных частиц, где одна из них должна передавать другой физический сигнал. Аналогично, в эксперименте с двумя щелями выдвигается предположение: так как частицы всегда формируют паттерн, то всякая частица должна каким-то образом сообщать другим частицам, куда двигаться.
Но паттерн, который формируется частицами в эксперименте с двумя щелями, перегруппировка частиц в ЭРП парадоксе, не есть нечто отделенное от самих частиц. Скажем больше: это вопрос видения одного и того же другим способом, видения пятимерного, а не трехмерного.
Это становится очевидным при рассмотрении черной дыры. Мы можем видеть это явление одним из двух способов. В центре черной дыры - спокойствие. В ее середине время останавливается, здесь достигается скорость света. В этой точке существует безграничность, бесконечность, вечность. Такой она предстает для тех, кто рассматривает центр с периферии. Для тех же, кто находится в центре, никаких перемен не происходит. Они остаются частью потока времени и жизни.
Точно так же разрешается парадокс света. Как мы видели, свет парадоксален, ибо световые волны движутся с постоянной скоростью 186.000 миль в секунду. Это скорость движения электромагнитного спектра, который образует основополагающий паттерн вселенной. Но хотя эти волны и движутся с постоянной скоростью, они пронизывают вселенную в целом, и на субатомном или астральном уровне оказывается, что скорость этих волн превышает установленное значение.
Мы можем взглянуть на световые волны двумя различными способами. Мы можем рассматривать их разделенными или едиными. Мы можем считать их частицами, фотонами, которые сливаются в волны и движутся со скоростью 186.000 миль в секунду. В процессе поиска фундаментального строительного блока вселенной, мы сталкиваемся с одной электрической волной, составленной из чередующихся позитивной и негативной энергий.
С другой стороны, если мы посмотрим на волны как на целое, то мы больше не увидим движения. Мы просто увидим вселенную как всеобщий паттерн, который существует одновременно. Оба способа видения вселенной верны. Если мы смотрим на взаимопроникновение волн как на целое, на всеобщий паттерн, то мы видим астральный или субатомный уровень. Если мы видим раздельные волны или частицы, то мы видим материальный уровень. Каждый из уровней реален и каждый содержится друг в друге.
Частицы и волны, время и вечность не отделены друг от друга. Волны - это паттерн частиц, вечность - это паттерн времени. Так двойственность превращается в единение. Различие между вечностью и временем, между единением и двойственностью - в движении, или в явном движении.
Эйнштейн в теориях относительности показал, что (словами Капры) "активность материи является самой сущностью ее бытия". Известный нам мир, на материальном уровне, состоит из активности и движения. Если бы не было движения, то материальный мир исчез бы. Каким бы образом он исчез - перестал существовать или просто стал бы непроявленным - это другой вопрос. И снова это вопрос точки зрения.
На субатомном или астральном уровне существует единение. Частицы в ЭРП парадоксе и в эксперименте с двумя щелями, которые кажутся раздельными, являются частями одной всеобщности, они являются аспектами одного процесса. Они не движутся. Скорость света не превышается. Просто само повторение волн создает иллюзию, или эффект в терминах причинности, движения.
Именно мы создаем из единения двойственность. Мы создаем движение подобно тому, как мы создали наш мир. Это, в свою очередь, не означает, что двойственность есть иллюзия в абсолютном смысле. Мы разрушаем единение и разделяем мир потому, что мы сами разделены. То, что мы видим во внешнем мире, есть отражение нас самих.
Мощь пространства и времени - в единении. На этом уровне вселенная просто есть. Она ждет, затаенно, нас, чтобы мы внесли представление о движении, разделении и активности. Форма различна. Хотя скорость волн постоянна, но частота изменяется. Каждый вид материи реагирует только на одну частоту согласно паттерну атомов, из которых он состоит, либо согласно квантовому числу. Другими словами, согласно численному значению индивидуального энергетического паттерна.
Принцип причинности основывается на разделении. Одно явление оказывает прямое воздействие на другое. Одна частица заставляет другую изменять свое движение. Одна частица сообщает другой, что надо пройти через вторую щель, а не через первую. Умирающий человек заставляет стаю птиц усаживаться на подоконник. Луна в Тельце делает человека бестолковым и педантичным. Уран, пересекающий Асцендент, повреждает разум человека и отсекает его прошлое от настоящего.
Принцип синхронизма подразумевает единение. События происходят потому, что все явления - это аспекты целого. Частицы не передают сигнал друг другу. Они неразрывно связаны друг с другом. Близнецу, будь это частица или человек, не нужно посылать своему партнеру физическое сообщение во времени. Между ними существует непосредственная взаимосвязь, которая выходит за границы времени и пространства.
Умирающему человеку не нужно заставлять птиц лететь к себе. Он и эти птицы - это две формы одной и той же силы, существующей во вселенной в этот момент времени. Человек, родившийся с Луной в Тельце, - это дитя своего времени; сила Луны существует в нем и вне него. В 1913 году он видит во сне мир в огне, миллионы людей, уничтоженных в пожаре войны, и Уран проходит по Асценденту.
Давайте рассмотрим автомобильную катастрофу. Мужчина выходит из дома, целует на прощание жену, садится в автомобиль и медленно едет на работу. Обычный день. В поселке, расположенном рядом с дорогой, по которой едет мужчина, играют дети - девочка играет в саду со своей сестрой. Мужчина выезжает из города и направляется к сельскому переулку. Девочка, играючи, перебрасывает мяч через голову сестры. Мяч отскакивает на дорогу. Не зная об этом, мужчина поворачивает за угол. Девочка выбегает на дорогу.
Внезапно, в этот момент времени, два мира сталкиваются. Две раздельные жизни сходятся, соединяются воедино. Раздельные для обоих участников этого "происшествия". Очевидной связи между мужчиной и девочкой нет. Так же как нет очевидной связи между двумя заштрихованными областями на рис. 8.1 для двумерного существа.
Нас интересует, что работает, причинность или синхронизм? Это столкновение вызвано мужчиной или девочкой? Было ли это просто происшествием, чем-то, что просто случилось? Ранее в данной книге я указывал: чтобы получить корректный ответ, сначала необходимо задать корректный вопрос. О чем же мы спрашиваем здесь?
Одну и ту же ситуацию мы можем рассматривать как пример причинности или синхронизма. Если мы хотим объяснить ситуацию в материальных терминах, раскрыть, как происходит событие, то нам следует искать причинный фактор. Если мы хотим знать, почему что-то происходит, если мы хотим обнаружить смысл, скрытый в мирском явлении, нам следует искать элемент синхронизма.
В действительности мы спрашиваем вот о чем: какова природа связи между двумя явно раздельными частями? Как мы видели в главе пятой, по Юнгу, события "случаются" с нами во внешнем мире, потому что мы не осознаем наши внутренние потребности. Значит то, что находится вовне, притягивается к нам тем, что находится внутри нас.
Ясно, что ни мужчина, ни девочка не вызывали столкновения намеренно. Впрочем, можно ли сказать, что мужчина вызвал происшествие в результате прямого влияния того, что скрыто внутри него, в его бессознательном? Или: привлекла ли девочка ситуацию благодаря нераскрытой внутренней потребности, которая не могла быть проявлена иным способом?
Жан Болен рассказывал историю женщины, чья собака была сбита машиной. Это происшествие случилось сразу после расхождения с мужчиной, с которым она жила. У женщины раньше была собака, которую украли сразу после того, как женщина приняла решение не выходить замуж за мужчину, с которым она в то время жила.
В первом случае собаку найти не удалось и отношения разорвались. В другом случае и отношения, и собака выжили. Сначала не было уверенности в том, что собака будет жить, потому что ее спина была повреждена, однако оказалось, что спинной мозг не был разорван. В конечном счете и собака, и отношения выжили.
Жан Болен описывает эти происшествия как примеры синхронизма. Если искать физическое объяснение случившемуся, то совершенно законно спрашивать, какова причина этих инцидентов. Если разыскивается смысл, если мы хотим знать, почему эти явления произошли, тогда важно не само по себе событие, но распознание его внутреннего намерения. Как и в символе, не внешняя форма важна, но внутренняя истина.
Основополагающее единение или Дао соединяет все сущее в данный момент времени. Оно связывает субъективный элемент разума с физической вселенной. Существует трехмерный мир причины и следствия, где мужчина и девочка, женщина и собака раздельны. И существует пятое измерение, где дух и тело, внутреннее и внешнее соединены. Оба измерения реальны. Оба содержатся внутри нас. Вопрос лишь в том, какой вид реальности действительно для нас желателен.
Как сказал Юнг:
"Решающим вопросом для человека является следующее: связан ли я с чем-то бесконечным или нет? Это критерий нашей жизни... Только осознание нашего тесного заточения в форме "я" образует связь с безграничностью подсознания. В этом осознании мы воспринимаем самих себя параллельно как ограниченных и вечных, воспринимаем себя и теми, и другими. Осознавая нашу уникальность - то есть, в конечном итоге, ограниченность - мы овладеваем возможностью осознания бесконечности."
назад | вперед